Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

Страшнее, чем в Ливане. Самые крупные неядерные взрывы в истории человечества

В порту города Бейрут произошла одна из главных трагедий лета — в результате двух взрывов погибло не менее 135 человек, еще около 5 тысяч получили ранения, а отдельные участки города полностью разрушены. Причиной трагедии стал взрыв огромного объема аммиачной селитры, хранившейся в одном из доков порта. К сожалению, подобные трагедии случаются постоянно.
1

Шоковая терапия

Фото: wikimedia / Eristic / CC BY-SA 4.0

Взрыв в порту города Таньцзинь в Китае до сих пор считается одним из самых чудовищных и разрушительных в истории. Поздно вечером 12 августа 2015 года в местную службу спасения поступил звонок с сообщением о крупном пожаре на одном из портовых складов. Приступить к тушению пожара из-за большой площади возгорания быстро не удалось, и пожарные решили ограничить зону доступа в порт несколькими постами.

Примерно в 23:30 по местному времени прогремело два взрыва. Мощность была такой, что всё живое в радиусе километра мгновенно превратилось в пыль, а в радиусе 5 км в жилых домах и офисных зданиях выбило все стёкла. Сейсмологическая служба КНР зафиксировала оба взрыва. Позднее взрывотехническая лаборатория Пекина выдала заключение, что их общая мощность составила около 27 тонн в тротиловом эквиваленте.

Общее количество жертв – 200 человек, пострадавших – не менее 500.

Результаты обследования после взрыва показали, что пожар, о котором сообщили очевидцы, начался из-за жары в зоне хранения нитроцеллюлозной краски, а позднее перекинулся на мешки с нитратом аммония. Последний сдетонировал от очага горения и стал причиной мощного взрыва. Несмотря на то, что зону порта в Таньцзыне быстро восстановили, китайские надзорные органы ужесточили правила хранения взрывчатых веществ.

Во время загрузки произошла ошибка.
Пожар после взрыва в порту Тяньцзинь
2

Хуже, чем теракт

21 сентября 2001 года, ровно через 10 дней после того, как самолёты врезались в здания ВТЦ в Нью-Йорке, взрыв чудовищной силы потряс французский город Тулузу. Завод, производящий азотистые удобрения, взлетел на воздух после воспламенения и последующего взрыва 300 тонн нитрата аммония. 30 человек были убиты взрывом сразу, еще полторы тысячи поступили в местные и столичные госпитали с колотыми и резаными ранами.

21 сентября 2001 года во Франции до сих пор считают «черным днем промышленности». Из-за этого инцидента были остановлены все заводы компании AZF в стране, а производство удобрений возобновилось лишь после трехмесячной проверки систем безопасности.

Последствия взрыва на химическом заводе в Тулузе, 2001 год. Фото: wikimedia / Ville de Toulouse / CC BY-SA 3.0

Сейсмологическая лаборатория в Марселе (400 километров от Тулузы) зафиксировала землетрясение магнитудой около трех баллов по шкале Рихтера. На месте взрыва образовалась воронка диаметром примерно 50 метров и глубиной 25 метров.

Звуковой «хлопок» от взрыва слышали жители Гренобля и швейцарского Берна. Следующие пять лет компания AZF провела в бесконечных судебных заседаниях, пытаясь решить проблемы пострадавших.

А так выглядели Хиросима и Нагасаки после взрывов в 1945 году.

3

Невадский инцидент

Взрыв на заводе компании PEPCON в штате Невада (США) 4 мая 1988 года до сих пор считается одной из самых страшных техногенных катастроф в истории. На предприятии, где производился перхлорат аммония, от короткого замыкания неисправной проводки начался пожар. Почти сразу после появления открытого пламени загорелись цистерны с токсичными химикатами.

Взрыв 250 тонн перхлората аммония привел к уничтожению нескольких цехов и всего живого в радиусе 1,5 км. Почти сразу от детонации химикатов погибло 370 человек, еще около двух сотен работников завода впоследствии обратились за медицинской помощью. Общий ущерб от взрыва составил не менее 200 миллионов долларов.

На месте цеха, где хранились химикаты, образовался кратер глубиной около 20 метров.

Взрыв на химическом заводе PEPCON в Неваде. Фото: wikimedia / Screenshot of home video of 1988 PEPCON explosion / Общественное достояние
4

Чернобыль по-индийски

За два года до взрыва энергоблока на Чернобыльской АЭС, на химическом заводе в Индии случилась авария, последствия которой в полной мере не ликвидированы до сих пор. Взрыв, повредивший трубопровод, и последующая утечка ядовитого газа метилизоцианат стали причиной смерти тысяч людей.

В роковую ночь обычная для Индии жара сменилась заморозками, и газовое облако из трубопровода, которое по всем законам физики должно было обойти жилые районы города Бхопал, медленно «поползло» сквозь густонаселенные кварталы. От самого взрыва на заводе пострадали всего 30 человек, однако жертв среди обычных жителей оказалось значительно больше. Только за первые сутки от удушья, спазмов органов дыхания и остановки сердца скончалось более четырех тысяч человек. Еще около МИЛЛИОНА человек обратились в следующие пять лет в больницы с жалобами на кровотечения, язвы и опухоли, вызванные действием метилизоцианата.

Завод, принадлежавший американской химической компании Union Carbide, вскоре закрыли, однако большая часть территории вокруг предприятия до сих пор заражена химикатами и непригодна для жизни.

Цистерна, из которой вырвался метилизоцианат. Источник: Wikimedia / Julian Nyča / CC BY-SA 3.0

Этой весной вокруг Чернобыльской АЭС полыхали масштабные пожары. Собрали самые впечатляющие кадры последствий трагедии в зоне отчуждения:

5

Арзамасская пустошь

4 июня 1988 года на железнодорожном перегоне Арзамас-1 взорвался состав со 120 тоннами гексогена — сверхмощного взрывчатого вещества, которое обычно применяют для работ с твердой горной породой. Кроме самой взрывчатки сдетонировали почти 30 тонн аммонала и аммонита, в результате чего образовалось облако из ядовитых химикатов.

В радиусе 10 километров были разрушены жилые дома, в том числе многоквартирные жилые строения. Количество погибших не подсчитано до сих пор. По одним данным, в результате аварии погибло около 100 человек, по другим, жертвами взрыва стали не менее трехсот человек. Более полутора тысяч числятся пострадавшими.

Последствия взрыв ЖД-состава с гексогеном на железнодорожном перегоне Арзамас-1. Фото: Wikimedia / Добросовестное использование
6

Тактическое ядерное оружие

Именно с ядерным оружием сравнивают мощность взрыва, произошедшего в СССР 4 июня 1989 года. Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк в Башкирии до сих пор считается одной из крупнейших транспортных катастроф в истории СССР/России. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв облака природного газа, образовавшегося из-за прорыва на проложенном в непосредственной близости от ЖД-путей трубопровода Сибирь — Урал — Поволжье.

Объёмным взрывом разметало два пассажирских состава, под обломками металла оказались погребены более 600 человек. Сила взрыва оказалось такой, что большинство деревьев на площади в несколько гектаров оказалось вырвано с корнем, а на месте пожарной части, построенной всего за месяц до инцидента, образовался пустырь.

Последствия ЖД-катастрофы в Башкирии. Фото: Wikimedia / Добросовестное использование
7

Канадский Бейрут

6 декабря 1917 года у берегов канадского города Галифакс взорвалось судно, груженое тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой. В результате столкновения транспортного корабля «Монблан», под завязку загруженного одной взрывчаткой, и пассажирского парохода «Имо» произошел взрыв, который и спустя 100 с лишним лет считается одним из мощнейших неядерных взрывов в истории человечества.

Из-за самого взрыва погибло не менее 2 тыс. человек — как пассажиров кораблей и членов экипажа, так и обычных горожан. В результате детонации взрывчатки порт и городской район расположенного рядом города были полностью разрушены. Все деревянные постройки в радиусе 20 километров были разрушены — общее количество уничтоженных домов приближалось к двум тысячам. Примерно столько же «капитальных» домохозяйств было повреждено.

После взрыва под завалами погибло не менее 500 человек. Еще около 12 тыс. получили ранения разной степени тяжести.

Тротиловый эквивалент мощнейшего взрыва доядерной эпохи — примерно 2,9 килотонн — в шесть раз меньше, чем в бомбе «Малыш», сброшенной 6 августа 1945 года на японский город Хиросима.

Взрыв и разрушения города Галифакс. Фото: wikimedia / Общественное достояние

Какие природные катаклизмы могут угрожать Земле:

Как это было? И, возможно, как будет? Реальность и вымысел уже трудно различить. Что нас ждет дальше (фото: depositphotos.com)

Это тоже интересно:

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись с друзьями — нажми на одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
18
александр голодяев
Взрыв амиачной селитры возможен только в присутствии катализатора, Он мог быть выделен при горении феерверков и при работе электросварки. Катализатор не участвует в процессе взрыва, только приводит к переходу от линейного горения в процесс взрыва. В 2016 году обсуждалось создание ВВ из гидрида алюминия сделанного электрощимическим способом. Так вот взрыв этого соединения в 30-400 раз мощнее ТНТ. Все зависит от способа проведения инициации взрыва. Пример Вагон с Гидридом Алюминия в 60 тонн по фугасной составляющей будет равен от 1800 тонн ТНТ до 24000 тонн ТНТ. Имеется 8 патентов на это изобретение.
СсылкаПожаловаться
Андрей Васильев
шоковая терапия - кто лечил китайцев и от чего
СсылкаПожаловаться
Оперативная Полиграфия
В ответ на комментарий от Андрей Рвачев
Андрей Рвачев
В Бейруте сдетонировало 2750 тонн!!! Если бы это был тротил, то пол Ливана снесло.
СсылкаПожаловаться
детонация аммиачной селитры близка по силе с тротилом. По сути 2,7 килотонны мощность была в тротиловом эквиваленте.
СсылкаПожаловаться
anton anton
"Невадский инцидент. Почти сразу от детонации химикатов погибло 370 человек"
Из википедии - погибло 2 человека. Ранено 372.
СсылкаПожаловаться
Родион Рябушин
В ответ на комментарий от Оперативная Полиграфия
Оперативная Полиграфия
Ну и где мощнее??? В Бейруте сдетонировало 2750 тонн!!!
СсылкаПожаловаться
И че? - Мойва ты тупая.
СсылкаПожаловаться
ПЕТРОВИЧ
Я пережил Арзамас. Могу дать описание. Это было при социализме. И какая всё-таки разница отношений государственных машин к инцидентам - тогда и теперь!! Вот о чём нужно размышлять...
СсылкаПожаловаться
v
Взрыв в Оппау? 4500 тонн удобрений? Автор не слышал?
СсылкаПожаловаться
Пупка Васильев
В ответ на комментарий от Борис Удача
Борис Удача
А где катастрофа в ИНДИИ в порту на борту сухогруза с селитрой когда снесло пол миллионного города по моему в 70-е года это считается самая крупная морская катастрофа.
СсылкаПожаловаться
Вы про взрыв корабля Форт Стайкин в Бомбее в 44-ом?
СсылкаПожаловаться
Турсинбай Ризаев
Разгельдяйство
СсылкаПожаловаться
Борис Удача
А где катастрофа в ИНДИИ в порту на борту сухогруза с селитрой когда снесло пол миллионного города по моему в 70-е года это считается самая крупная морская катастрофа.
СсылкаПожаловаться
Игорь Пономарев
Забыли про взрывы в индии в 44 году и эпичное уничтожение техас сити в 47 когда пол города было или уничтожено или сгорело. И да, всегда всему виной человеческий фактор.
СсылкаПожаловаться
Теона Эйзен
А Магадан с Находкой забыли. В 46-47 году также порты снесло из-за взрывов селитры на судах.
СсылкаПожаловаться
Виталий Куликов
В ответ на комментарий от Оперативная Полиграфия
Оперативная Полиграфия
Ну и где мощнее??? В Бейруте сдетонировало 2750 тонн!!!
СсылкаПожаловаться
2750 тонн селитры. А в тротиловом эквиваленте это сколько??? Как узнаете, так и говорите, что мощнее, а что нет!
СсылкаПожаловаться
smix
а галифакс
СсылкаПожаловаться
Андрей Рвачев
В Бейруте сдетонировало 2750 тонн!!! Если бы это был тротил, то пол Ливана снесло.
СсылкаПожаловаться
Оперативная Полиграфия
Ну и где мощнее??? В Бейруте сдетонировало 2750 тонн!!!
СсылкаПожаловаться
Карабас Барабас
И что самое страшное что всегда всему виной человеческий фактор, а по простому обыкновенное разгильдяйство и коррупция.
СсылкаПожаловаться
Андрей
Человечество нащупывает путь.
Неизбежны трагические ошибки из которых выжившие извлекают уроки.
Куда хуже, когда такие истории происходят умышленно.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас