Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Запланированное устаревание вещей — как нас вынуждают тратить деньги

Все о самом честном обмане производителей.

Представим, что вам от прабабки достался чугунный утюг. Штука надежная, просто засыпайте внутрь угли, и он прекрасно будет соседствовать в будущем с квантовыми компьютерами и умными домами. Тем временем у современного утюга с Wi-Fi вчера отломилась ручка регулировки температуры и он теперь бесполезен. Почему старое все еще работает, а новое — уже нет? Разбираемся с запланированным устареванием вещей.

Что такое — запланированное устаревание вещей

Зайдите по этой ссылке — там висит обновляющаяся каждые 30 секунд трансляция зажженной в одном из калифорнийских пожарных отделений лампы накаливания. Ничего необычного кроме явно утолщенной нити накаливания в ней незаметно. А между тем эта лампочка обосновалась в Книге рекордов Гиннесса. Все потому, что зажгли ее в 1901 году.

Непримечательная лампа горит уже больше ста лет. Источник: guinnessworldrecords.com

От ламп накаливания уже отказались почти все, но если вы застали пик их популярности, то понимаете — ни о каких сотнях лет работы речи не шло. Они перегорали, лопались, их, в конце-концов, воровали прямо из подъездов — но светить десятки лет они не могли. Выходит, что одна лампа просветила уже сотню лет, а другие перегорают за год?

Запланированное устаревание так и работает: производитель создает товар, срок эксплуатации которого намного меньше возможного, и тем самым заставляет покупателя постоянно покупать новые версии.

Можно давить на покупателя функционально, попросту убирая поддержку продуктов (попробуйте поставить Office 365 на что-нибудь кроме Windows 10), либо психологически — к примеру через дизайн новой модели iPhone и заявлений, что прежние модели уже устарели.

Висящая в пожарном отделении города Ливермора лампа накаливания названа Столетней — и она же является одним из ярких аргументов в пользу того, что запланированное устаревание в нашем мире используется. И речь не про саму Столетнюю лампу, а про рынок лампочек накаливания в целом.

Лампочки были первыми. За попытки их улучшить — штрафовали

23 декабря 1924 года, пока обычные люди готовились к новогодним праздникам, другие готовили всемирный заговор. Крупные производители ламп со всего света (Osram из Германии, Philips из Нидерландов, General Electric из США и другие) объединились в тайный концерн «Фебус», основной целью которого была стандартизация длительности работы ламп. Было решено остановиться на времени работы равным тысяче часов — далее лампа перегорала, а покупатель шел в магазин за новой. Тех, кто пытался делать лампы с большим сроком службы или нарушал другие указания — штрафовали. До деятельности «Фебуса» обычный срок службы колебался между отметками в 1500-2000 часов.

Именно «Фебус» добился гарантий всего лишь в 1000 часов работы. Фото: imgur

Причину создания картеля понять несложно: если все лампы накаливания делать столетними, то производители ничего не заработают. Они и без того страдали от падения продаж — у тех же Osram они упали с 63 миллионов ламп в 1922-1923 финансовом году до 28 миллионов в следующем. Глава Osram, Уильям Майнхардт, первым предложил соглашение, которое в итоге и вылилось в создание картеля «Фебус». Соглашение картеля было аннулировано в 1940 году — координировать действия участников во время Второй мировой войны стало слишком сложно. Картель проработал почти 16 лет, а заодно создал и показал эффективность бизнес-модели «запланированного устаревания».

Сейчас запланированное устаревание — необходимая мера для развития рынка

Лампы накаливания служат хрестоматийным примером и сильным аргументом в спорах о том, используют ли массово стратегию «запланированного устаревания». Мы знаем, что такое уже случалось в масштабах целого мира.

Самым ярким примером запланированного устаревания сегодня служат смартфоны — каждый год у производителей выходят новые флагманы. Они быстрее, легче, удобнее, в них задействовано больше технологий, а дизайнеры вообще заново изобрели комфорт. Эта история длится год за годом, а маркетологи упорно лезут к вам в кошелек и пытаются убедить купить еще один смартфон. Или фитнес-браслет, умные часы, плеер — что угодно.

Картриджи для принтеров — еще один пример явного запланированного устаревания. Чип умирает раньше, чем кончается краска. Фото: imgur

Запланированное устаревание присутствует и в других отраслях — много ли выпускают новых машин, двигатель которых пройдет миллион километров, а кузов не начнет гнить через пару лет? Просто в сегменте электроники эта бизнес-стратегия чувствует себя лучше всего. Разберемся, насколько это хорошо или плохо.

Вроде очевидно: ситуация, когда производитель заведомо уменьшает ресурс устройства и вынуждает через год-два идти за новым — однозначно плохая. Никому не понравится, если купленный холодильник перестанет работать до того, как за него будет отдан кредит. И да, если запланированное устаревание используется явно и в ущерб пользователю, то это плохо. Но вы можете от него и выиграть.

Польза запланированного устаревания

Во-первых, эта стратегия существует только в капиталистических странах и устоявшимся обществом потребления. Необходимость постоянно покупать стимулирует ВВП страны и создает рабочие места. В мире три миллиарда пользователей мобильных телефонов — просто представьте, сколько рабочих мест создает только этот рынок. Одни делают чехлы, вторые изготавливают наушники, третьи пишут и регулярно обновляют под все это софт.

Во-вторых, запланированное устаревание стимулирует рынок развиваться — производители вынуждены каждый раз придумывать что-то новое. Да, маркетологи часто перегибают палку, заявляя о прорывах в технологии — но нельзя отрицать, что калейдоскоп ежегодно обновляющихся флагманских телефонов заставляет производителей внедрять в девайсы новые функции, экспериментировать с дизайном или характеристиками.

В-третьих, запланированное устаревание делает вещи доступнее. Производитель снижает срок работы устройства, используя дешевые материалы и технологии. Вы получаете возможность купить очередной девайс по сносной цене и ходить с ним года три — спустя это время выйдет что-то с новыми функциями, которых в старой версии нет. Технологии обновляются каждый год, поэтому никому не нужен вечный телефон — ведь в нем не будет кучи новых фишек.

Устаревание в будущем

Даже во времена картеля «Фебус» отдельные производители увеличивали срок службы ламп, несмотря на возможные штрафы. И сегодня у корпораций нет цели создавать продукт, который ломается сразу после распаковки. Они скорее стараются нащупать идеальный баланс между долговечностью и стоимостью производства. При этом если вы хотите пользоваться старой версией устройства — у вас это, скорее всего, получится. Сомнительных историй вроде специального замедления старых моделей iPhone не так уж много.

Модульность — хорошее решение для быстро устаревающей техники. Фото: newsfirst.lk

В будущем эта бизнес-стратегия, вероятно, вообще пропадет: производители постоянно конкурируют друг с другом и вынуждены искать способы привлекать и переманивать покупателей. И срок службы устройства тут становится весомым аргументом. А чтобы продукт поспевал за прогрессом, его либо предлагают по подписке, как обновления для автомобилей Tesla, либо делают девайсы модульными — как модульный смартфон Ara от Google. Вероятно, это и есть наше будущее.

Это тоже интересно: 

Что делать со старым смартфоном и планшетом

Ракеты, танки, пылесосы и даже «Ну, погоди!». Технологии, которые СССР подглядел у Запада

Наушники с проводами — старье. Покупайте блютуз-гарнитуру!

Хиты продаж 2020 года на AliExpress. Цены приятно удивляют

Во время загрузки произошла ошибка.
Поделись интересной статьей с друзьями — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
56
Владимир
Столетняя лампа работает столько времени потому что
1. Толстая спираль.
2. Низкая температура накаливания.
3. Питание постоянным током.
4. Она не выключается. Простая лампа перегорает обычно в момент включения, т.к. в это время ток через спираль в несколько раз выше номинального
СсылкаПожаловаться
***
В ответ на комментарий от Дмитрий Волков История переписки3
Дмитрий Волков
Всё очень просто - твоему глазу нужен весь спектр света или же все цвета а светодиод не даёт желтый так необходимый нам !!!
СсылкаПожаловаться
Прочти про солнечные светодиоды 93-97% цветопередача в инете и глаза не устают и фоткать лучше чем на солнце получается. Весь солнечный спектр 3000К,4000К,5000К так ,что не пиши чего не знаешь. Применяют и в быту и для растений и для аквариумов.
СсылкаПожаловаться
Сергей Шибко
В ответ на комментарий от Александр История переписки4
Александр
Если не в теме, не надо нести этот бред. Нормальные светодиоды дают любой спектр, от 2700К до 6000К. Надо желтого - вкорячь 2700К желтее лампы накаливания будет. Хочешь, собирай лампы на куче разноспектровых диодов, хочешь бери диоды с высоким коэф. цветопередачи (у них очень широкий спектр излучения). CRI современных диодов перевалил за 90, что равно этому показателю у ламп накаливания.
Прежде чем чушь пороть, разберись в теме, почитай даташиты на современные диоды cree. А то видать, со светодиодным освещением знакомство ограничивается шлаколампами с алиэкспресса. Хотя, к слову , и там можно найти достойные.
СсылкаПожаловаться
Вы бы сами тоже разобрались до конца сначала в разнице между аналоговым ламповым светом и светодиодным на шиме. Помимо усваивания цифр и маркетолжи в уши в даташитах и интернетах советую опыты попроизводить, если реально разницы не можете понять/не видите ;)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас