Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru

Запрет на использование смартфонов в школах: есть ли смысл?

Гаджеты на уроках — полезный инструмент или демон, отвращающий от учебы?

Россия: отставить телефоны

В 2018 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел среди россиян опрос на тему того, стоит ли запретить школьникам использовать смартфоны в школе. Результаты не удивляют: 73% опрошенных твердо высказались в пользу запрета. При этом процент людей, которые уверены в том, что смартфоны отрицательно влияют на учебу, еще выше — 83%.

Действительно, смартфон — это неимоверный отвлекающий фактор. Противостоять ему могут только морально крепкие школьники — ну или те, кому на уроках так интересно, что больше и думать ни о чем не хочется. Но вторая категория, увы, в меньшинстве.

Фото: Depositphotos

При этом стремление отобрать мобильники у детей не рассматривается как некая репрессивная мера. Директор ВЦИОМ Валерий Федоров, комментируя результаты опроса, заявил, что ограничение на использование смартфонов нужно рассматривать «как способ повысить их (детей — Ред.) концентрацию на учебном процессе», а не как репрессивные меры или вторжение в личное пространство.

В пользу запрета высказалась и министр просвещения РФ Ольга Васильева. По словам чиновницы, в современных российских школах хватает всего, чтобы заменить смартфон — а позвонить родителям, если что, можно и с учительского телефона.

«Я приветствую решение запретить использование смартфонов в школе вообще, даже на переменах», — говорит учитель начальных классов из Воронежа Ольга Вязовская. Педагог отмечает, что это особенно важно для учеников начальных классов. Вязовская подметила, что дети, которые проводят все время между уроками, залипая в мобильный телефон, потом не могут сконцентрироваться на учебе. Как говорит сама Ольга, родители учеников ее инициативу в большинстве своем горячо поддержали.

Как решают проблему в других странах

Пока у нас консультируются с народом, в Европе пытаются решить проблему. С 1 сентября 2018 года во Франции действует закон, согласно которому пользование мобильными телефонами в школах запрещено. Эта норма также распространяется и на планшеты со смарт-часами. Некоторые исключения возможны только для детей с ограниченными возможностями.

Впрочем, как именно выполняется запрет в каждом конкретном учебном заведении, решает его администрация. Кто-то просто предписывает детям выключать устройства, а в некоторых школах завели специальные контейнеры, в которые ученики складывают свои гаджеты перед началом учебного дня. Кстати, именно на местный опыт ссылалась Ольга Васильева, аргументируя свою позицию по поводу запрета смартфонов.

Фото: Depositphotos

Эта практика понемногу внедряется и в других странах. Например, канадская провинция Онтарио также приняла решение запретить учащимся школ пользоваться смартфонами. Местные власти не скрывают, что вдохновлялись как раз французским примером.

Многие школы Калифорнии ввели «смартфонный бан» в индивидуальном порядке — и руководство штата всерьез задумывается о том, чтобы сделать эту норму обязательной для всех. По словам чиновников, о такой мере просят сами родители школьников, обеспокоенные кибербуллингом (травлей в соцсетях) и сетевым мошенничеством.

Что говорят ученые

Сторонники запрета подкрепляют свою позицию цифрами. Согласно исследованию, проведенному в 2015 году Лондонской школой экономики и политологии, запрет на пользование смартфонами в британских школах улучшил успеваемость детей на 6,4%. При этом наиболее заметный эффект наблюдался в группе неуспевающих школьников — после избавления от «смартфонной гири» их оценки в тестах улучшились на 14,6%. А вот в группе успевающих студентов изменения не выходили за рамки погрешности.

Фото: Depositphotos
Мобильные телефоны помогут студентам оценить собственные успехи, помочь выбрать верный путь и разобраться в собственных интересах.

Во всеобщем хоре голосов, требующих запрета, теряются голоса критиков подобного решения. Но таковые есть. «Запрет смартфонов контрпродуктивен», — пишет в своей статье Джейми Брукер, сооснователь игровой обучающей платформы Kahoot! По мнению Брукера, подобная мера вызовет у школьников еще более сильное отторжение от процесса обучения, который и без того им не слишком интересен — раз уж они так сильно отвлекаются.

«Мобильные телефоны помогут студентам оценить свои успехи, выбрать верный путь и разобраться в собственных интересах. [...] Это устройства, которые обеспечивают выработку творческого подхода и навыки решения проблем — умения, необходимые в постоянно меняющемся и мире», — пишет Брукер. Как знать, возможно, когда-нибудь мы к этому придем.

Российские противники запрета

Фото: Depositphotos
И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона.

В России тоже не все одобряют возможный смартфонный бан. Ученые из института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова и Диана Королева опубликовали по этому поводу статью «Социальные сети как новая практика развития городских подростков». Они утверждают, что школьное образование переживает так называемую «третью волну информатизации», в которой впервые инициатива исходит снизу — от учеников, а не от учителей.

По мнению исследователей, система запретов, которые устанавливают в школах, никак не способствует улучшению успеваемости — а наоборот, ведет к отчуждению школьников. А телефон в руках это не повод для наказания, а важный маркер для педагога: он теряет внимание учеников. «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона», — резюмирует Диана Королева.

Фото: Depositphotos
Отбирая смартфон, мы нарушаем личное пространство ребенка.

Схожей точки зрения придерживается Евгений Ямбург — заслуженный учитель РФ, автор и разработчик адаптивной модели школы. По мнению педагога, отбирая смартфон, мы нарушаем личное пространство ребенка, а единственный рецепт от залипания в экран — «грамотное, интересное, глубокое преподавание».

«Лично я считаю, что дети должны пользоваться гаджетами как можно меньше — как дома, так и в школе. Вот только запрет — не выход», — говорит Галина Солдатова, профессор кафедры психологии личности в МГУ им. М.В. Ломоносова. По ее мнению, родители и педагоги должны сообща формировать «просвещенное» отношение к гаджетам и виртуальному миру — как к утилитарному предмету, делающему жизнь более удобной. Духовное и физическое развитие ребенка должно быть на первом плане — и если все в порядке, то с цифровым развитием школьник разберется сам.

Это тоже интересно:

Что вы думаете об ограничении использования телефона в школах? Пишите в комментарии!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
38
Олег Колуканов
В ответ на комментарий от Георгий Громов История переписки2
Георгий Громов
Полностью согласен, идея запретить смартфоны исходит от профнепригодных учителей ,а в россии этого добра хватает даже слишком министр образования с первого сентября решила сделать игру в шахматы, обязательными уроками ! Так что делаем выводы !
СсылкаПожаловаться
Как бы ни был хорош учитель всегда найдется неадекватный индивидуум залипающий на уроке в смартфоне. Он будет мешать другим, нарушать дисциплину труда, заявлять о своих правах, и НИЧЕГО вы, Георгий Громов, с этим сделать не сможете. Вы можете, только писать про профнепригодных учителей абсолютно не представляя всей ситуации.
СсылкаПожаловаться
Георгий Громов
В ответ на комментарий от Алексей Меньшиков
Алексей Меньшиков
ТОчно говорю преподы подняли истерию, что бы их недоработки и грубейшее поведение не появлялись в информационном поле. Сокрытие фактов это давняя забава застарелой модели союза.
Как про армию скрывали, как про тот же Чернобыль скрывали, так и сейчас непрофессионализм преподов пытаются скрывать запретом смартфонов.
СсылкаПожаловаться
Полностью согласен, идея запретить смартфоны исходит от профнепригодных учителей ,а в россии этого добра хватает даже слишком министр образования с первого сентября решила сделать игру в шахматы, обязательными уроками ! Так что делаем выводы !
СсылкаПожаловаться
артём кламм
В ответ на комментарий от Р История переписки3
Р
А откуда у вас уверенность что интеренет советчик обладает уникальными знаниями????
Может это клоун которые рассказывает про плоскую землю, и тут же дает бесполезные совет о преборке корке на семерке????
СсылкаПожаловаться
Судя по вашей орфографии, вы не блещете умом. Именно такие люди (вроде вас) пытаются ограничить свободное использование смартфонов школьникам
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru