Осторожно: ваше авто могут прослушивать

Издание Forbes рассказало о случаях прослушивания американскими органами правопорядка разговоров в салоне авто и отслеживания местоположения подозреваемых. Tjournal отметил, что и в России подобное может иметь место.

В России

На авто в России нередко устанавливают систему антиугона «Цезарь Сателлит». В комплекте с ней идет аудиоконтроль – его используют для прослушки разговоров угонщиков. Также есть функция удаленного отключения двигателя.

Пользователи утверждают, что система может быть установлена, даже если ее не заказывали. Система не защитит от угона, не будет работать на благо пользователя бесплатно.

«Цезарь Сателлит» потребляет электричество и передает сигналы GPS, даже если услуга не предоставляется

Компания «Цезар Сателлит» обвинения в прослушке клиентов отрицает:

С 2008 года компания Цезарь Сателлит отказалась от возможности прослушивать автомобили. Хотя зачастую это способствовало не только поиску автомобилей, но и спасало жизни их владельцев. Мы нашли другие, более современные технологии. Все мы живем в окружении различных гаджетов, зачастую в режиме онлайн подключенных и интернету и другим электронным сетям, что позволяет не только нас с вами прослушивать, но и просматривать.
Евгения Богачёва
Директор по маркетингу и рекламе группы компаний «Цезарь Сателлит»

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru, прокомментировал ситуацию специально для Hi-Tech Mail.Ru:

В России пока это не слишком актуально. Такие системы к нам попадали редко. Тот же OnStar официально вообще не предлагался. Но у нас есть своя ЭРА-ГЛОНАСС, обязательная к установке на все новые машины с 2017 года. Она также включает микрофон и функцию аудиоконтроля. Так что теоретическая возможность прослушки автомобиля спецслужбами не исключается.

В США

В США полиция довольно часто прибегает к прослушке разговоров в салоне авто и к определению местоположения подозреваемых. Современные телематические системы позволяют делать это, хотя изначально они создавались для отслеживания местоположения автомобиля в ДТП или в сервисах, о которых пользователь осведомлен.

Автомобили General Motors, в частности, Chevrolet, включают встроенную телематическую систему OnStar. В 2007 году с ее помощью следили за мужчиной, подозреваемым в наркоторговле. В нужный момент его остановили и обнаружили в салоне 43 г героина.

Подобный случай произошел с Chevrolet Tahoe в 2007 году. Мужчина обсуждал сделку по продаже наркотиков и случайно нажал кнопку помощи, хотя не был подписан на сервис. Так как услугу забыли отключить, сотрудники OnStar смогли прослушать и записать разговор в салоне. Впоследствии авто остановили, в салоне нашли марихуану, водителю выдвинули обвинения.

Водителя другого Chevrolet Tahoe выследили по данным о местоположении. Не зная марку и модель машины, полиция по данным OnStar остановила автомобиль на оживленном шоссе.

Прослушивают не только OnStar – так, в 2001 году ФБР по судебному ордеру заставила компанию Technologies прослушивать салон Mercedes Benz S430V в течение 30 дней. Затем действие ордера продлили, хоть и после апелляции. Позднее решение назвали превышением необходимости «минимального вмешательства» слежки в личную жизнь подозреваемого. Однако все нужные данные уже были получены. Еще один конкурент OnStar, SiriusXM, в 2014 году вынужден был в течение 10 суток постоянно отслеживать местоположение авто для поимки подозреваемого в нелегальных азартных играх.

Люди воспринимают технологии как должное и забывают, что они могут кусаться. Большинство людей слишком наивно относятся ко встроенным системам и склонны забывать, что они могут нарушать конфиденциальность.
Сьюзан Бреннер
Профессор права в Университете Дейтона

В работу бортовых систем вмешиваются и для предупреждения угрозы жизни. Например, в 2016 году 12-летняя девочка с 7-летней сестрой в салоне устроили гонки с полицией. На безопасном участке через систему OnStar двигатель авто удаленно отключили.

Юристы пытаются отстоять интересы клиентов, которых прослушивали.

Но суды чаще всего оказываются на стороне полиции

Впрочем, Forbes не нашли ни одного судебного постановления о разрешении прослушки автомобилей, выданного в 2015–2016 годах. Однако это не означает, что прослушки не было – просто органы научились избегать применения четвёртой поправки к Конституции США, которая запрещает проводить обыски и задержания без судебного ордера.

Разработчики систем телеметрии заявляют, что подчиняются требованиям полиции только при наличии судебного ордера. Количества запросов компании не раскрывают.