Один из самых успешных и массовых самолетов тех времен мог бы и вовсе не появиться на свет, если бы не упорство Вилли Мессершмитта. Его фирма получила отказ в контракте на разработку боевых самолетов из-за личной неприязни между Мессершмиттом и главой секретариата по делам авиации Мильхом. Но упрямый авиаконструктор заключил несколько контрактов с иностранными фирмами, что привело к скандалу, обвинениям руководителей немецкой авиации в пренебрежении национальными интересами и подключению баварских производителей к разработке нового самолета.
Первое боевое применение Bf.109 состоялось еще во времена Гражданской войны в Испании. С 1937 по 1945 годы было выпущено 34 000 истребителей в различных модификациях — по этому показателю Bf.109 уступает лишь Ил-2. Во многом именно преимущество «Мессершмиттов» над советскими самолетами позволило немецкой армии добиться серьезных успехов в продвижении на восток в 1941—1942. Маневренный и аэродинамически совершенный самолет выявил недостатки советских истребителей и стал катализатором напряженной работы отечественных авиаконструкторов.