НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Почему нельзя стоять спиной к проходящему поезду

12 мая 2023
Железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности. Находясь на них или вблизи них, вы всегда подвергаете свою жизнь риску. Но если все же вам пришлось идти вдоль железной дороги, по крайней мере необходимо свести эти риски к минимуму и никогда не поворачиваться к проходящему поезду спиной. Рассказываем почему.

Наверное, каждый из вас знает, что железная дорога — это зона повышенной опасности, вблизи которой нужно соблюдать элементарные правила безопасности. Из-за неосторожности и поспешности каждый год здесь погибают сотни людей. Среди всех этих инцидентов, особого внимания заслуживают случаи, когда человек, идущий вдоль железнодорожного полотна, просто не обращает внимание на приближающийся сзади поезд, полагая, что находится от него на безопасном расстоянии.

Скрытая опасность

Между тем, поезд часто оказывается намного «шире», чем ожидает пешеход. Например, из грузового вагона может свисать проволока, которой были сцеплены грузы или часть плохо закрепленного вагонного оборудования. Нередки случаи, когда между между колесными парами оказывается зажата какая-нибудь ветка, лежавшая на путях. Человек, оказавшийся к проходящему поезду спиной, может запросто не заметить приближающейся опасности.

Если вы встретите подвижной состав лицом, у вас точно будет больше шансов заметить инородный объект и отойти от него на безопасное расстояние. Если свисающий предмет будет волочиться по земле, то, скорее всего, он будет создавать облако пыли, которое вы успеете заметить. В любом случае, встречая опасность лицом, а не спиной, вы всегда будете иметь больше пространства для маневра.

Эффект Вентури

Другая опасность для встречавшего поезд спиной человека кроется в возникающем в зоне движения поездов эффекте Вентури, который проявляется в падении давления при увеличении скорости движения жидкости или газа. Этот эффект когда-то наглядно описал Я. И. Перельман в своей книге «Занимательная Физика» на примере известного феномена взаимного притягивания кораблей.

20 сентября 1911 года эта участь постигла два корабля, следующих параллельным курсом в одном направлении. Британский бронепалубный крейсер Хоук и лайнер Олимпик компании «White Star Line» столкнулись в проливе Те-Солент, получив серьезные повреждения. Причиной инцидента стало специфическое распределение зон повышенного и пониженного давления воды вдоль корпусов в момент обгона Хоуком Олимпика. Если говорить обычным языком, корабли попросту присосало друг к другу из-за образовавшейся разницы давлений между ними.

В случае с поездом и человеком эффект Вентури срабатывает аналогичным образом. Когда поезд мчится мимо проходящего человека на огромной скорости, из-за разницы давлений внутри и снаружи состава, вблизи человека образуется опасное разрежение, из-за которого он может запросто потерять равновесие и оказаться на рельсах. У человека, который встречает поезд лицом, а не спиной, гораздо больше шансов избежать такой участи и вовремя отойти от проезжающего состава на безопасное расстояние.

Еще сильнее этот эффект проявляется, когда два поезда проходят навстречу друг другу. Образующиеся в результате завихрения между составами силы достаточны, чтобы забросить жертву под один из поездов, поэтому оказавшемуся в этой ситуации человеку рекомендуется лечь на землю и не вставать до тех пор, пока поезда не пройдут мимо.

Вася Воробьев