Во время гражданской войны в США конфедераты много платили за потопление вражеского судна. Поэтому изобретатель Гораций Ханли на собственные деньги построил боевую субмарину «Дайвер». В движение ее приводил винт, который через коленвал вращали семеро моряков. Кислорода хватало на два часа. А для атаки на вражеские суда вешали длинный шест с миной на конце.
Подлодку впервые спустили на воду в 1863 году — и она тут же затонула из-за ошибки капитана. Погибли три человека. Второй раз экипаж возглавил сам Ханли — но и это не помогло. В подлодке закончился кислород, и погибли все 8 человек.
В 1864 году субмарину назвали в честь горе-изобретателя. «Ханли» отправляется с третьей командой, чтобы уничтожить судно «Хаусатоник». Корабль удалось потопить. Однако подлодка… исчезла.
Аж до 2000 года, когда ее подняли со дна в 400 метрах от операции. Подлодка «Ханли» отошла от места взрыва, но всплыть уже не смогла.
То есть лодка буквально работала на человеческой силе. Внутри был капитан и он — же рулевой. Он наблюдал за всем через люк. Лодка шла по морю на поверхности, потому что воздуха хватало только на 2 часа. Как только она приближалась к противнику, люк задраивался, лодка погружалась и шла на таран к кораблю.
К носовой части «Ханли» прикрепляли шест, на конце которого располагалась мина. То есть, подлодка превращалась в своего рода торпеду, которую приводили в движение люди, крутившие коленвал, а капитан мог направлять субмарину с помощью пары рычагов, контролировавших повороты и угол погружения или всплытия.
После взрыва команда отплыла от скопления врагов, но почему-то так и не всплыла. Возможно, у них слишком быстро кончился кислород. А возможно, сломался какой-то из механизмов.
Лодку подняли со дна, очистили и сейчас можно полюбоваться на нее вживую, а также на ее копию в музее города Чарльстон в США.