Наскальные рисунки — это искусство, которое существует в Европе уже более 40 000 лет. Обычно внимание археологов было сконцентрировано на двухмерных особенностях рисунков. Для сохранения произведений искусства они использовали эскизы, зарисовки и фотографии.
В последнее время среди археологов стало популярно применение 3D-записи и 3D-просмотра. Эти способы позволяют захватить больше деталей наскального искусства, чем традиционные 2D-методы. Однако, несмотря на это, полученные снимки обычно просматриваются и изучаются в формате 2D-изображений на компьютерных экранах.
Новое исследование меняет взгляд археологов на наскальные рисунки с помощью стереоскопических фотографий произведений древнего искусства. Ученые из Мадридского университета Комплутенсе разработали простой метод передачи трехмерной природы стен пещеры Ла-Пазьеги в Испании и произведений искусства на ней, сообщает Livescience.
Более 700 изображений животных, символов, точек и линий покрывают стены пещеры, которая была впервые обнаружена в 1911 году. В результате систематического изучения с использованием стереоскопической фотографии ученые обнаружили трех ранее скрытых животных: двух лошадей и одного зубра.
Для создания трехмерного эффекта, нужно смотреть на пару фотографий высокого разрешения, снятых на расстоянии между зрачками взрослого (около 63,5 миллиметра). Это позволит мозгу воспринимать картинку в трехмерном виде. Лучше всего использовать специальные устройства для просмотра таких стереоскопических фотографий. Но некоторые трехмерные изображения можно увидеть, просто глядя на них, как на трехмерные дизайны «Магический Глаз».
На фотографиях исследователей отчетливо видны лошади. Цифровая обработка позволяет раскрыть подробности: одна лошадь находится под изображением оленя в центре пещеры, и на левой стороне видна грива, шея и грудь другой лошади. Поскольку голова второй лошади находится в выпуклой части стены, а грудь в выемке, создается впечатление трехмерности животного.
Используя 3D-очки или даже просто слегка скосив глаза, можно увидеть волнистый характер стен пещеры так, как это мог видеть художник, живущий десятки тысяч лет назад.
В наскальном искусстве палеолита художники использовали естественные формы пещер для создания своих картин, объясняют ученые. Высокое качество изображения позволяет исследователям увидеть искусство в «настоящем» 3D, а не смоделированном с помощью 3D-сканеров.
Ученые считают, что древние художники со временем стали понимать камень как еще один элемент живописи. В будущем они планируют выяснить, работали ли творцы со скалой посредством резьбы, для создания фигур в 3D.
Между тем российские физики-ядерщики создали 3D-модель подземных ходов Псково-Печерского монастыря и обнаружили ранее неизвестные участки.
Знаменитые геоглифы в перуанской пустыне показали с высоты: