Согласно нескольким новым исследованиям, микроскопические металлические сферы, извлеченные из Тихого океана, — это не остатки межзвездного метеора, а результат техногенного промышленного загрязнения.
По данным Live Science, летом гарвардский астрофизик и охотник за инопланетянами Ави Леб заявил, что несколько крошечных металлических шариков, найденных на дне океана, вероятно, являются остатками межзвездного метеорита. По его мнению, они содержат признаки инопланетной технологии. Новый независимый анализ показал, что сферы имеют гораздо менее отдаленное происхождение. Скорее всего, это побочный продукт сжигания угля на Земле.
Леб и его коллеги нашли сферы микрометрового размера во время экспедиции у берегов Папуа – Новой Гвинеи. Изначально они искали там фрагменты метеора, пронесшегося через атмосферу Земли в 2014 году.
Основываясь на зарегистрированной скорости метеора, Леб и его команда предположили, что он, вероятно, имел межзвездное происхождение и оставил после себя обломки. Они предположили, что найденные на дне сферы и есть эти обломки, поскольку их состав отличается от состава большинства метеоритов.
В нескольких сообщениях в блоге и в нерецензируемой статье, размещенной в базе данных препринтов arXiv, Леб описал различные «аномальные» свойства металлических гранул. В частности, он остановился на пяти сферах, содержащих высокий процент бериллия, лантана и урана. Леб назвал эти пять сфер «БеЛаУ» и предположил, что странные сферы могут быть свидетельством существования инопланетных технологий.
Но многие ученые, не имеющие отношения к исследованию, в то время не согласились с утверждениями гарвардского астрофизика. Несколько недавно опубликованных исследований содержат новые объяснения о происхождении сфер.
Межзвездная порода или техногенное загрязнение?
Во-первых, ведутся споры о том, был ли рассматриваемый метеор на самом деле межзвездным. Его зафиксировала только военная техника США. Некоторые исследователи говорят, что датчики могли допустить ошибку при регистрации скорости. А если она была указана правильно, то вероятность, что какие-либо значительные части метеора сохранились при падении, крайне мала.
«Если бы объект был межзвездным, практически ни один из болидов 08 января 2014 года не пережил бы вход в атмосферу, — считают профессор Стивен Деш из Университета штата Аризона и Алан Джексон из Университета Таусона. — Если бы он двигался с заявленными скоростями (и должен был быть межзвездным), то по крайней мере 99,8%, а возможно и > 99,9999% его испарилось бы в атмосфере, оставив незначительные количества для отложения на морском дне».
Затем возникает проблема доказательства того, что сферы произошли от этого конкретного метеора. Ученые не знают, где и даже приземлился ли космический объект 2014 года. Было бы чрезвычайно сложно найти его крошечные кусочки в океане почти через 10 лет после его появления.
С другой стороны, на морском дне повсюду встречаются маленькие металлические шары. Некоторые из них представляют собой микрометеориты, другие извергаются вулканами или формируются в результате промышленной деятельности. Со временем они естественным образом собираются на дне океана.
Наконец, возникает вопрос о составе сфер. Если исходить из предположения, что гранулы возникли в космосе, то их состав действительно кажется необычным. Однако, как отмечается в недавней статье в журнале Research Notes of AAS, они соответствуют профилю загрязнителей угольной золы. Автор исследования Патрисио Галлардо, астроном из Чикагского университета, написал, что из-за этого «метеоритное происхождение оказывается в невыгодном положении».
Возможно ли, что сферы прибыли откуда-то за пределами нашей Солнечной системы? Да. Но, судя по имеющимся данным, гораздо более вероятно, что они возникли ближе к дому — на Земле.
В Тихом океане находят не только сферы, но и целые подводные миры. Подробнее об одном из них мы писали здесь.