Apple всегда крайне ревностно отстаивала свою модель распространения программного обеспечения для iPhone, не позволяя разработчикам продвигать свои приложения в обход App Store. Компания аргументировала свою позицию соображениями безопасности, конфиденциальности, а также «консистентностью пользовательского опыта».
Тем не менее, представленный в прошлом году законопроект DMA, нацеленный на регулирование рынка и предотвращение злоупотреблений со стороны крупных технологических компаний (т.н. «гейткиперов»), вынудил Apple смягчить требования к распространению приложений для iOS на территории Европейского союза (в зоне действия DMA).
Вполне вероятно, что у Apple попросту не было разумной альтернативы: отказ от условий Закона о цифровых рынках привел бы потере компанией доступа к европейскому рынку и его регуляторам.
Новые правила игры
Многие издания утверждают, что экосистема iOS стоит на пороге едва ли не самого большого потрясения с момента запуска App Store в 2008 году.
Прежде всего, Apple разрешит на iOS работу сторонних магазинов приложений, которые после прохождения модерации будут доступны для загрузки прямо из интернета. Важно, что пользователи смогут установить сторонний магазин в качестве магазина по умолчанию и даже удалять встроенные в iOS приложения.
Компания также обязуется снизить комиссию за цифровые товары и услуги: до 17% для приложений, использующих альтернативную платежную систему (например, в случае, когда оплата услуг будет проводиться на сайте разработчика) и до 10% для приложений, попадающих под льготные условия Apple для малого бизнеса. Дополнительная комиссия в 3% будет взиматься за использование системы обработки платежей Apple.
Популярные приложения также обязываются выплачивать комиссию «за основные технологии» размером 0,50 евро за каждое скачивание — это правило будет действовать после миллиона ежегодных установок в ЕС. Примечательно, что такое условие едва ли подойдет для массовых бесплатных или опционально платных приложений, нарушая работу их бизнес-моделей.
Наконец, Apple будет предоставлять разработчикам инструменты для распространения альтернативных браузерных движков (например, Chromium вместо WebKit), возможность потокового стриминга игр (при помощи Nvidia GeForce Now и Xbox Cloud Streaming) и использования NFC для разработки альтернативных систем бесконтактной оплаты.
DMA и пользовательский опыт
Apple отнюдь не стремится облегчить жизнь разработчикам, а лишь соответствует новым региональным антиконкурентным правилам. Можно предположить, что для большинства пользователей из ЕС новые правила будут иметь лишь формальную ценность.
Появление альтернативных магазинов приложений и возможность установки программ в обход App Store предложит продвинутым пользователям замену существующим решениям. Тем не менее, эти альтернативы почти наверняка окажутся бесполезны для массового использования, дублируя уже существующие функции и не предлагая существенного увеличения быстродействия и/или энергоэффективности.
Большинство пользователей использует iPhone как инструмент для выполнения фиксированного круга рабочих и развлекательных задач, а потому вряд ли откажется от хорошо знакомых и привычных решений.
Инициатива DMA хорошо проявила бы себя в регионах, где часть функций iOS не работает должным образом. Так, например, в России появление альтернативных магазинов позволило бы пользователям устанавливать приложения местных банков, а открытие доступа к NFC вновь открыло бы возможность бесконтактных платежей.
Безусловно, пока рано окончательно судить о том, как именно изменится iOS под влиянием стандартов DMA. Больше деталей станет известно лишь после выхода iOS 17.4 в марте этого года.
Недавно стало известно, что Apple разрабатывает ИИ, работающий на мощностях iPhone.