Первое подобие зажигалки появилось в 1823 году, когда немецкий химик Иоганн Вольфганг Деберейнер представил миру устройство, похожее на лампу. В его основе лежала старая добрая химия: струя водорода, направленная на платину, воспламенялась — и гасла при закрытии клапана. Такая «зажигалка» получила название «огниво Деберейнера».
И только спустя три года английский аптекарь Джон Уокер изобрел привычные нам серные спички. Они были громоздкими — до 90 сантиметров в длину — оставляли после себя ужасный запах, а их наконечник разбрасывал искры, которые легко могли поджечь что-нибудь не то.
После англичанина спички попытался улучшить француз Шарль Сория, предложивший фосфорную основу. С одной стороны, его спички были компактны, не оставляли дурного запаха, как серные, но были весьма ядовиты и могли загореться даже от легкого трения в коробкЕ. По легенде, этот недостаток лег в основу анекдота, в котором одна спичка говорит другой, обгоревшей: «Видишь, чем может кончиться твоя скверная привычка чесать затылок!».
В середине XIX века швед Йохан Лундстрем решил заменить белый фосфор на красный, и им же пропитал поверхность наждачной бумаги, о которую спички теперь легко зажигались. Именно «шведская спичка», которая не наносила вреда здоровью и не самовоспламенялась, дошла до наших дней почти без изменений.