Раньше ни один рейс гражданской авиации не выполнялся без штурмана, бортинженера и, конечно, пилотов. Со временем некоторых членов экипажа заменил компьютер, но в кабине по-прежнему осталось два летчика. Разбираемся, почему же их несколько.
Зачем в самолете второй пилот?
Два пилота — это гарант безопасности. Дело в том, что во время полета командиру может стать плохо, тогда управление судна на себя возьмет второй пилот. Кроме того, чтобы максимально исключить ошибки из-за человеческого фактора, грозящие катастрофой, в кабине должен присутствовать специалист, который будет следить за действиями капитана. В летной практике это называется Cross Chek, то есть перекрестное регулирование. Так, если один из пилотов случайно допустит ошибку, другой успеет ее исправить.
Теоретически управлять самолетом в одиночку возможно, но безопасность полета в таком случае сильно снизится. К тому же современные лайнеры рассчитаны на двух пилотов, и если одного из них не будет, на второго ляжет огромная нагрузка.
И не стоит забывать про экстренные ситуации, в которых принимать решение нужно очень быстро. И здесь работает правило — «одна голова хорошо, а две лучше».
Почему капитан и второй пилот едят разную еду?
Это правило введено также в целях безопасности. Несмотря на то, что еду проверяют на качество, отравление полностью исключить нельзя. Чтобы в кабине для управления судном остался хоть один пилот, бортпроводники предлагают летному составу разные блюда.
Можно ли пилотам спать в полете?
С каждым днем самолеты становятся все более современными, поэтому зачастую в воздухе судно летит на автопилоте. Тем не мне включенность в работу хотя бы одного летчика обязательна. То есть, если при выполнении длинного рейса один из членов экипажа захочет отдохнуть, второй должен остаться на рабочем месте, а позже они могут поменяться. Особенно важно это при выполнении продолжительных рейсов. Если же полет занимает немного времени, то пилоты могут делать небольшие перерывы. Например, авиакомпании не против, если пилот на 5 минут отвлечется от работы, чтобы привести себя в порядок.
Кроме того, на длинных рейсах может присутствовать сменный экипаж. Так, если рабочее время одного состава закончилось, ему на смену приходит другой.
Почему капитан сидит слева, а второй пилот справа?
На этот счет существует несколько теорий. Первая объясняется исторически. Так, считается, что первые военно-воздушные силы набирались из офицеров кавалерии, которые раньше носили сабли на левом боку, поэтому и на лошадей они садились слева. В самолете же место капитана сделали с этой же стороны просто по традиции.
Вторая теория касается поездов, а точнее железнодорожных путей. Существует теория, что первые летчики ориентировались именно по ним, поэтому однажды два самолета, двигавшиеся навстречу друг другу, столкнулись. С тех пор появилось разграничение, согласно которому, самолеты должны были лететь по правой стороне железных дорог. Из кабины пилота обзор в таком случае лучше обеспечивается слева.
Но в целом, управлять самолетом можно с любого места. И зачастую второй пилот оказывается более внимательным и не менее опытным, чем капитан.
Как стать капитаном?
Чтобы стать капитаном, нужно иметь хорошее здоровье, большой опыт и обширные знания и несколько тысяч часов налета. Сколько именно нужно летать — зависит от авиакомпании. Определенное количество часов даёт право ввестись в капитаны.