НовостиОбзорыВсе о нейросетяхГик-календарь 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Спустя год после трагедии — новые подробности гибели «Титана»

18 июня 2024
Новые подробности создания батискафа, краткое описание событий и будущие погружения к «Титанику».

Прошел ровно год с момента трагического инцидента с американским батискафом «Титан». 18 июня 2023 аппарат отправился на глубину 3800 метров с командой из пяти человек. Спустя 2 часа связь с судном была потеряна, и только через 4 суток в рамках спасательной операции нашли обломки.

Версии гибели экспедиции

Как заявил британский эксперт Райан Рэмси, одной из причин взрыва батискафа мог стать люк с 17 болтами. Его использовали для герметизации аппарата, так что любая ошибка привела бы к разрушению корпуса из-за давления. Другой вариант Райана — ранее существовавший дефект, который просто не заметили или проигнорировали.

С последним утверждением согласен Джаспер Грэм-Джонс — доцент Плимутского университета. По его мнению, все дело в композитных материалах и форме корпуса. С каждым погружением на «Титане» появлялись крошечные незаметные трещины, а вытянутая форма судна только увеличила внешнее давление.

Скрытые проблемы «Титана»

С самого начала в проекте «Титана» была одна главная ошибка — нежелание Стоктона Раша, основателя OceanGate, проводить дополнительные тестирование из-за их высокой стоимости и затрат по времени. Так, к примеру, единственное окно батискафа ждало испытания под более высоким давлением на протяжении 300 часов. Но все это осталось в стороне.

2015 год. Пробный аппарат Cyclops 1 испытывает проблемы с ПО руля и компасом на глубине всего 130 метров. Ошибки очевидны, но не берутся во внимание.

2016 год. Пробная модель Cyclops 2, которая позже и получит имя «Титан», взрывается в резервуаре. Чертежи остаются неизменными, а OceanGate начинает производство полномасштабного батискафа без необходимых тестов.

2018 год. Аппарат с трудом достигает 4000 метров — деформация корпуса 37%. OceanGate все-таки празднует достижение цели, но внутри батискафа находят «довольно серьезную» трещину. Повреждены 11 квадратных футов углеродного волокна, так что корпус требует замены.

2021 год. Компания сменила практически всех инженеров. Тестовые модели «Титана» успешно завершают испытания, но для изготовления новой версии нет времени. С пробных моделей снимают титановые купола и устанавливают на итоговую. Допускается серьезная ошибка — на корпус добавляют точки для подъема аппарата из воды, которые вносят лишнюю нагрузку.

13 июля 2021 года. Наконец-то «Титан» совершает первое успешное погружение к «Титанику», в рамках которого Стоктон Раш выступает пилотом. Основатель OceanGate дает интервью и заявляет, что в батискафе может отказать все, кроме самого корпуса. В тот же день судно теряется и все идет наперекосяк — благо, его находят.

Уже после катастрофы в сети оказались десятки тысяч документов компании. Они не только подтвердили сотрудничество с Boeing на ранних этапах, но и указали на множественные скрытые проблемы батискафа. Так стало известно, что основатель компании не просто преувеличил прогресс, но и солгал о важных изъянах корпуса «Титана».

Последствия катастрофы

Крушение батискафа «Титан» стало первой трагедией среди коммерческих погружений за 35 лет. Инцидент привел не только к официальному закрытию компании OceanGate 6 июля 2023 года, но и к гибели всех участников экспедиции. Среди них были:

  • Капитан Хэмиш Хардинг — британский миллиардер, поставивший 3 рекорда в Книге Гиннесса.

  • Организатор Стоктон Раш — основатель компании OceanGate и супруг праправнучки пассажиров «Титаника».

  • Пассажир Поль-Анри Наржоле — эксперт по истории затонувшего лайнера, который спускался к нему почти 40 раз.

  • Пассажир Шахзада Давуд — миллиардер химической промышленности, инвестор и филантроп.

  • Пассажир Шахзада Сулейман — 19-летний сын миллиардера.

Новые погружения к «Титанику»

Несмотря на трагедию с «Титаном», к обломкам лайнера планирует отправиться американский миллиардер Ларри Коннор. Он уже известен своим погружением в Марианскую впадину и участием в первом туристическом полете на МКС.

Но бизнесмен не собирается наступать на грабли предшественников — экспедиция пройдет на двухместном батискафе Triton 4000/2 Abyssal Explorer. Аппарат прошел официальную сертификацию, в отличие от творения OceanGate, и способен безопасно погружаться на глубину до 4 тысяч метров.

Цена такого судна составляет 20 млн долларов, а вот стоимость и сроки погружения пока что неизвестны.

Кстати, напоминаем вам, что у нас есть подробный разбор – Что с Титаном: пять главных причин

Иван Гвоздь