Ученые из Южной Африки нашли неожиданное явление — целое поле обитаемых термитников, которое находится на берегу реки Баффелс в регионе Намакваленд более 34 тысяч лет. Проживает в нем вид термитов «Microhodotermes viator». Для сравнения, прошлые самые древние гнезда датировались только 4000 лет. Но самое главное не возраст, а материал, из которого состоят дома — ведь каждый термитник содержит около 15 тонн углерода.
«Недавнее радиоуглеродное датирование показало, что курганы намного древнее всех ранее известных. Некоторые из них датируются возрастом 34 000 лет — это старше, чем культовые наскальные рисунки в Европе, или Последний ледниковый максимум, когда огромные ледяные щиты покрывали большую часть Северного полушария»
Каждый день, в течение последних десятков тысяч лет, термиты собирали кусочки древесины со всей округи и добавляли в гнезда. С годами накопившаяся органика образовала богатый углеродом резервуар. Мишель Фрэнсис, автору исследования, было интересно понять, как именно взаимодействуют грунтовые воды, атмосфера и почва, чтобы сохранить такой запас под землей. Для этого ее команда провела массу химических анализов и дала характеристику протекающим внутри «холмов» процессам.
Судя по всему, алгоритм примерно такой. Термиты тащат органику в гнезда, в процессе нарушая почву и облегчая приток воды. Микробы в почве превращают углерод в карбонат кальция. А он, в свою очередь ждет сильных дождей и вступает в реакцию с углекислым газом. Так и получается новый углерод на глубине больше 1 метра в виде долгосрочного хранилища.
«Изучая эти курганы мы сможем лучше понять, как бороться с изменениями климата с помощью естественных природных процессов. В любом случае, это открытие — свидетельство невероятной истории, скрытой под нашими ногами. Термитники не только освещают прошлое, но и дают жизненно важные подсказки для нашего будущего»
Все на том же континенте, но уже в Египте, ученые сделали другую находку. В городе Асуан обнаружили 33 древние гробницы, в которых хоронили людей с разными заболеваниями. Судя по всему, мы либо выпустим на свет чуму, либо лучше узнаем о эпидемиях прошлого.