НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

В России стали изучать облака с помощью лазера

3 октября 2024
Лидар позволит лучше понять отражательную способность облаков верхнего яруса.

Ученые из Томского государственного университета (ТГУ) разработали методику дистанционного изучения верхнего слоя облаков, используя для этого лидар. Этот подход позволит лучше узнать структуру облачных образований, их свойства и отражательную способность кристаллов льда. Это важно, например, для оценки влияния конденсационных следов от самолетов на изменение климата — ранее этот фактор недооценивался специалистами.

Облака верхнего яруса играют значительную роль в энергетическом балансе Земли, влияя на ее способность удерживать тепло и отражать излучение, а следовательно, и на изменение климата. Они участвуют в создании парникового эффекта. Свойства облачности во многом определяются ориентацией кристаллов льда, которые ее составляют. Изучить их и должна новая методика, предложенная томскими учеными. Традиционные методы исследования, заключающиеся в отборе проб воздуха из облаков, такую информацию дать не могут.

Дистанционно ориентация кристаллов изучается на уникальной установке — высотном поляризационном лидаре. Он эффективно «просвечивает» облака до высоты в 15 километров. Авторы исследования уже провели более 3100 серий экспериментов, накопив свыше 800 часов измерений. В радиусе 100 километров от лидара расположены некоторые трассы авиасообщения, поэтому ученые получат данные и об инверсионных следах от самолетов.

Принцип исследования довольно прост: специалисты регистрируют, как отражается сигнал лидара от разного рода облаков. Так накапливается массив данных, который затем будет анализироваться. В идеале необходима целая сеть лидаров, однако это довольно затратно. Поэтому можно обойтись накоплением информации о поляризации кристаллов в разного типа облаках, а потом применять эти сведения к подобным облачным образованиям в других местах.

Ранее мы рассказывали, как ученые выяснили, что современные самолеты влияют на климат сильнее устаревших моделей.

Сергей Перельман