Учение из МФТИ создали прибор, который позволяет проверять качество дорожного покрытия, не прибегая к его разрушению. Существующие методы проверки предполагают вырубку кернов из свежеуложенного асфальта. После этого остаются отверстия, которые могут стать основой для будущих трещин и ускорить разрушение покрытия. Предлагаемый российскими физиками метод исключает нарушение целостности дорожного полотна.
Авторы проекта отмечают, что интерес к нему проявили как в России, так и в Китае, где тоже нет подобных технологий проверки качества асфальта. Инструмент использует радиоволны, которыми «просвечивает» дорожное полотно. Отраженный и искаженный сигнал позволяет оценить структуру материала: пористость, наличие в нем воды, микротрещин и других дефектов. Первичную обработку проводит встроенный софт, который также использует нейросетевые технологии и машинное обучение.
Чтобы просканировать интересующий участок, специалист просто прикладывает активную часть прибора к поверхности дороги. Для сбора данных инструменту требуется не более 10 секунд. В дальнейшем с полученными результатами могут работать аналитики.
Прибор уже прошел лабораторные испытания, в ходе которых смог успешно обнаруживать скрытые трещины и неоднородности в асфальте. Планируется, что до конца года он пройдет полевые испытания, в рамках которых в основном будут обучаться встроенные в него нейросети для повышения точности анализа. А в перспективе после патентования прибор может быть запущен в серийное производство.
Ранее мы рассказывали, что в России нейросеть научили выявлять проблемы с легкими по снимкам пациентов.