НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

В России предложили ввести наказание за использование персональной рекламы

10 октября 2024
Отечественным компаниям могут запретить использовать личные данные для рекламы и спам-звонков. По мнению экспертов, персональная реклама — это вмешательство в частную жизнь.

Глава Совета по правам человека и развитию гражданского общества (СПЧ) Валерий Фадеев предложил ввести уголовную ответственность компаниям, которые используют личные данные россиян для персональной рекламы. Об этом Hi-Tech Mail узнал от пресс-службы депутата Госдумы Антона Немкина.

В СПЧ говорят, что про каждого из нас собраны массивы данных. Чаще всего компании используют их для манипуляции. Если личная информация человека нужна, чтобы навязывать ему товары и услуги, за этим должна следовать уголовная ответственность, отметил Валерий Фадеев.

Сплошь и рядом звонят: «Иван Петрович, мы знаем, что вы интересуетесь китайскими машинами, мы хотим предложить вам скидку». Такой звонок должен рассматриваться как мошенничество, и по его поводу должно возбуждаться уголовное дело.
Валерий Фадеевглава СПЧ

В Госдуме считают, что мошенники и компании в России действуют по похожему принципу — они пользуются утечками данных, тем самым создают спрос на деятельность злоумышленников.

Используются не только открытые источники, но и платные утечки данных. Хуже всего то, что спамеры постоянно обмениваются информацией между собой. Если пользователь оставил заявку на пробное посещение фитнес-клуба, с высокой вероятностью в течение нескольких часов ему поступят как звонки, так и смс-сообщения от других спортивных организаций. При этом никакого согласия на передачу своих данных ранее он, конечно же, никому не предоставлял.
Антон Немкиндепутат Госдумы

Спам-реклама в России — актуальная проблема

За последние полгода 95% россиян столкнулись со спам-рекламой по телефону. Ежемесячно операторы блокируют примерно 0,5 млрд спам-вызовов. В среднем человеку приходит один нежелательный вызов. Как результат — многие россияне совсем перестали отвечать на звонки с незнакомых номеров, а некоторые и вовсе поменяли номер телефона.

В Госдуме подсчитали, что примерно 31% всех нарушений закона «О рекламе» принадлежат компаниям, которые применяют массовые обзвоны для рекламы своих продуктов.

В России уже ведется борьба со спам-вызовами. Так, весной 2024 года был принят закон, запрещающий использование сервисов автоматического дозванивания и автоматической рассылки. Они были главными инструментами телефонных спамеров. Сейчас за наличие такого ПО юрлицо могут оштрафовать на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей.

В октябре 2024 года Минцифры предложило блокировать все анонимные спам-звонки в России. Соответствующие поправки в законе «О связи» уже опубликованы на сайте «Федерального портала проектов нормативных правовых актов». Если законопроект примут, компании будут обязаны передавать информацию о целях массового обзвона операторам. Это нужно, чтобы абоненты знали, кто и зачем им звонит. В противном случае такой вызов будет автоматически отклоняться. Также абонент будет в праве отказаться от вызовов от всех компаний или выбрать только те, вызовы от которых он готов принимать.

Никита Лактюшин