Международная группа ученых нашла новый ключ к пониманию природы некоторых быстрых радиовсплесков (FRB) — мощных космических взрывов в глубоком космосе. Всего за миллисекунды они генерируют энергию, эквивалентную годовому производству нашего Солнца. По мнению специалистов, их постоянное излучение можно объяснить пузырями плазмы, образованными магнетарами или рентгеновскими двойными звездами. Об этом пишет SciTechDaily.
Впервые обнаруженные чуть более десяти лет назад, FRB остаются одними из самых загадочных событий во Вселенной. Несмотря на обширные исследования, точные механизмы, управляющие этими всплесками, остаются неясными.
В новой работе исследователи сосредоточились на изучении FRB20201124A. Это быстрый радиовсплеск, обнаруженный в 2020 году. Его источник находится примерно в 1,3 миллиарда световых лет от Земли. FRB был зафиксирован в ходе наблюдений с помощью массива суперчувствительных радиотелескопов VLA в Нью-Мексико.
«Мы смогли увидеть, что постоянное излучение, наблюдаемое вместе с некоторыми быстрыми радиовсплесками, ведет себя так, как и ожидалось из модели небулярного излучения, то есть пузыря ионизированного газа, который окружает центральный источник. Благодаря радионаблюдениям одного из всплесков, который находится ближе всего к нам, мы смогли измерить слабое постоянное излучение, исходящее из того же места, что и FRB, расширив диапазон радиопотока, исследованный до сих пор для этих объектов, на два порядка величины», — объясняет Габриэле Бруни, исследователь INAF и ведущий автор новой статьи.
Наблюдения ученых предполагают, что центральными источниками FRB могут быть магнетары — невероятно плотные и большие нейтронные звезды, которые обладают самыми мощными магнитными полями во Вселенной. Поскольку магнетары иногда производят рентгеновские всплески посредством рассеивания магнитных полей, они рассматриваются как вероятные источники питания FRB.
По мнению исследователей, ветры, создаваемые магнетаром или рентгеновской двойной звездой, способны «раздуть» плазменный пузырь, который приводит к постоянному радиоизлучению.
«Согласно нашей теории, яркость постоянных радиоисточников должна линейно масштабироваться с мерой вращения Фарадея, параметром, который измеряет силу и плотность среды, окружающей источник FRB. То, что мы наблюдали, очень хорошо согласуется с прогностическими моделями, предполагая согласованную картину известных источников FRB», — заключает Бин Чжан, соавтор исследования, профессор и директор Невадского центра астрофизики в UNLV.
Хотя большинство FRB не демонстрируют измеримого постоянного излучения, исследователи утверждают, что понимание природы излучения имеет решающее значение для решения загадки происхождения этих загадочных космических источников.
Ранее «Джеймс Уэбб» обнаружил уникальную «паровую» планету. Мы разобрались, возможно ли встретить на ней жизнь.