Подобные системы, безусловно, облегчают жизнь пользователям, однако пока имеют множество недостатков, включая риски утечки личных данных, отмечают эксперты.
Так, алгоритмы ChatGPT Search подбирают наиболее подходящую поисковую выдачу под каждого пользователя. ИИ есть не только на сайте чат-бота и в приложении — он имеет и расширение для браузера Chrome, которое по умолчанию заменит Google-поиск.
Разработчики утверждают, что ChatGPT Search теперь знает фактически все.
«Поиск ChatGPT обещает лучше выделять и предоставлять информацию из надежных источников новостей, принося пользу аудитории, одновременно расширяя охват издателей, которые производят премиальную журналистику», — заявил президент Vox Media Памела Вассерштейн.
На данный момент ChatGPT Search доступен только для пользователей, принимавших участие в тестировании, и платных подписчиков ChatGPT. Те, кто не входит ни в одну из этих групп, доступ к поисковику получат в течение нескольких месяцев.
Однако это не единственный пример ИИ-поисковика. Подобная система есть и у Google — Gemini в браузере Chrome. Интересно, что данная модель появится и в Google Maps, где будет подбирать места для досуга и показывать сводки отзывов. В Opera также встроен ИИ-помощник, который использует модели LLM от OpenAI и Google. Он, в том числе, позволяет выделять любой текст на веб-странице и обращаться к системе, чтобы перевести его или узнать больше. Одним из первых браузеров, получивших ИИ, стал Microsoft Edge. Здесь можно найти помощника Copilot, который предоставляет описание веб-страниц и отвечает на вопросы, касающиеся контента. При этом он доступен на разных этапах: ему можно передать ссылку и задать вопрос о ней, запросить видео-подсказку при просмотре видео на YouTube или попросить поменять интерфейс браузера.
Не отстает от общемировой тенденции и Россия. Здесь, например, есть Яндекс Нейро. Работает он так: пользователь задает вопрос, а ИИ ищет нужные источники, анализирует их и объединяет всю информацию в одно емкое сообщение, дополненное ссылками на материалы. Система понимает естественный язык общения и контекст, давая возможность пользователю задавать уточняющие вопросы.
ИИ-функциями обзавелся и Mail.ru. Он, к примеру, генерирует текст — будь то посты в соцсетях или список задач — в «Заметках», делает краткий пересказ писем из «Почты», сокращая их до 2−4 предложений, и помогает составлять поздравления близким, если соответствующие даты вбиты в «Календарь».
Вместе с тем современные «умные» поисковики не лишены недостатков. Во-первых, они могут галлюцинировать. Во-вторых, не всегда понятно, на каких принципах работают эти модели: как происходит ранжирование источников, умеет ли система отличать официальные сообщения СМИ от записей в блогах
«Эта неопределенность в известной мере открывает широкое окно возможностей для манипуляций населением», — сказал эксперт.
По его словам, разработчики, например, могут научить ИИ транслировать одну картину мира и полностью игнорировать альтернативные мнения. Причем почти невозможно узнать, была ли такая «предвзятость» сделана намеренно или получилась случайно.
Еще одна проблема — недостаточная актуальность данных. Нейросети, хотя и обучаются на огромных массивах информации, однако не всегда имеют доступ к последним обновлениям. Другой недостаток связан с ограниченной способностью «умных» поисковиков к аналитике, добавил пресс-секретарь нейро-сервиса «Пиарошная» Дмитрий Соколов.
«Нейросети пока не могут полноценно оценивать достоверность информации и часто выдают противоречивые данные из разных источников, не проводя между ними должной проверки и сопоставления», — подчеркнул он.
Однако уже сейчас нейросетевые поисковые системы конкурируют с обычным поиском по ссылкам. И все же однозначной замены в ближайшее время можно не ждать, считает младший научный сотрудник лаборатории FusionBrain Института AIRI Ирина Абдуллаева. Факторов здесь много: от стоимости развертки крупной модели на широкую аудиторию до опасений в безопасности выдаваемой информации.
«Наиболее ожидаемый сценарий — продолжение интеграции нейросетевых моделей в стандартные поисковые системы», — предположила собеседница.
С этим согласен и Арлазаров. Он объяснил это энергопотреблением: к примеру, один запрос ChatGPT потребляет в несколько раз больше энергии, чем один запрос Google. Сейчас этот вопрос не так сильно тревожит IT-гигантов, но, когда эта проблема начнет «бить по их кошелькам», то попыток интегрировать ИИ во все сервисы станет меньше.
Тем не менее Соколов уверен, что если нейро-поисковики и не заменят обычный поиск, то вытеснят его на 90−95% в ближайшие 3−5 лет.
«Нейро-поисковые системы со временем станут основным инструментом поиска. Их способность понимать естественный язык и предоставлять более персонализированные ответы делает их незаменимыми в эпоху информационного перенасыщения. Традиционные поисковики, вероятно, будут интегрировать нейросетевые технологии или уступят место новым решениям», — убежден он.