НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Трудное детство не ускоряет, а замедляет развитие мозга

26 ноября 2024
Новое исследование проливает свет на то, как стресс в семье, включая жесткое воспитание, конфликты и небезопасную окружающую среду, влияет на развитие мозга у детей.

Детство — это критический период для формирования мозга, и семейная среда играет важнейшую роль в этом процессе. Негативный опыт в раннем возрасте может оставить глубокий след, влияя на психическое здоровье и благополучие человека. Тем не менее, механизмы, через которые этот опыт влияет на развитие мозга, до сих пор остаются недостаточно изученными.

«В последние годы представления о влиянии жизненных трудностей на развитие изменились», — отмечает автор исследования Сандра Тайссен, доцент Института поведенческих наук Университета Радбауд. «Если раньше последствия воспринимались исключительно как повреждения, то теперь их рассматривают как способы адаптации к неблагоприятной среде. Они помогают справляться с трудностями, но могут выглядеть неуместными в условиях благополучия. Например, агрессивное поведение может быть полезным в опасной обстановке, но в обычной жизни оно воспринимается как негативное последствие раннего стресса».

Ранее предполагалось, что у детей, переживших серьезные стрессовые ситуации, может в качестве адаптации ускоряться развитие мозга. Однако новая работа, проведенная в рамках крупного исследования Generation R в Роттердаме, поставила это утверждение под сомнение. В эксперименте участвовали 4200 детей, которые прошли три этапа магнитно-резонансной томографии в возрасте 8, 10 и 14 лет. Ученые изучали влияние ранних стрессоров на развитие структур мозга, особенно миндалевидного тела и медиальной префронтальной коры, ключевых зон, отвечающих за эмоции и принятие решений.

Результаты показали, что дети, подвергавшиеся жесткому воспитанию или проживавшие в небезопасных районах, имели меньшие объемы миндалевидного тела на всех этапах развития. Это указывает на ранние и устойчивые последствия, но не подтверждает гипотезу об ускоренном развитии. В то же время, область медиальной префронтальной коры показала разные реакции в зависимости от типа стресса. Например, дети из небезопасных районов демонстрировали торможение созревания этой зоны. Напротив, высокий уровень семейных конфликтов был связан с ускоренным истончением коры, но при этом замедлением передачи сигналов между нервными клетками из-за нарушения их миелинизации.

Другие участки мозга, например, медиальная орбитофронтальная кора, не показали значимых изменений под воздействием раннего стресса. Это может означать, что эта зона менее чувствительна к таким факторам или что ее развитие происходит позже.

Важно, что характер стресса оказывал различное влияние: факторы прямого воздействия, такие как жесткое воспитание, оказывали более выраженное влияние на объем миндалевидного тела, тогда как косвенные факторы, например, небезопасность района проживания, в большей степени затрагивали процессы миелинизации. Эти различия подчеркивают, как разные виды стресса воздействуют на мозг.

Авторы подчеркивают, что их выводы являются шагом к пониманию влияния раннего стресса на нейронные процессы, но требуют дальнейших исследований. Например, остается неясным, как изменения в развитии мозга связаны с эмоциональной регуляцией или поведением. Кроме того, влияние таких факторов, как социально-экономический статус или условия жизни, также требует дополнительного анализа.

Ранее ученые объяснили, как одиночество меняет мышление человека.

Светлана Левченко