Археологи Вим ван Нир, Беа Де Купере и Рене Фридман опубликовали в журнале Archaeological Science исследование, посвященное самым ранним свидетельствам прижизненной модификации рогов у домашнего скота.
Исследователи обнаружили древнейшее физическое свидетельство прижизненной модификации рогов у домашних животных и первое подобное свидетельство у баранов. Найденные в богатом погребальном комплексе в Иераконполисе, Верхний Египет (ок. 3700 г. до н.э.), шесть баранов имели признаки прижизненной деформации черепа.
Это дополняет наши представления о модификации рогов в Африке. До сих пор археологи находили лишь модифицированные черепа крупного рогатого скота.
«Это самое раннее реальное свидетельство модификации рогов у мелкого домашнего скота, к которому относятся бараны и козы. Подобная практика существовала и в отношении быков и буйволов, но об этом свидетельствуют только наскальные рисунки», — говорит доктор Вим ван Нир.
Овцы были завезены в Египет из Междуречья примерно в шестом тысячелетии до нашей эры, став одним из важнейших ресурсов животноводства Древнего Египта. Их изображали на бытовых кувшинах, резных интерьерных рельефах и ритуальных сосудах. Именно по этим изображениям известно, что самые первые бараны Египта имели спиралевидные рога.
Животные с рогами в форме штопора позже были изображены в виде иероглифов и стали частью религиозной иконографии — символами божеств-баранов. Однако в эпоху Среднего царства в Египте начали появляться аммонитские овцы. Для самцов этой породы характерны обращенные назад рога в форме полумесяца. Со временем лунорогие овцы полностью вытеснили штопоророгих сородичей.
На месте Иераконполиса, примерно в 100 километров от современного Луксора, велись раскопки погребального комплекса. Здесь в тщательно спланированных и защищенных гробницах были похоронены представители знати вместе с домашними, дикими, а иногда и экзотическими животными. В царство мертвых местную элиту сопровождали быки и коровы, козы, крокодилы, страусы, леопарды, бабуины, дикие кошки, антилопы и даже слоны и гиппопотамы.
Среди животных были бараны. В частности, в могилах № 54, 61 и 79 исследователи обнаружили черепа шести самцов, чьи рога подверглись механическому воздействию. В ряде случаев рога были полностью удалены. У других животных они были направлены назад и вверх и располагались не под углом, а параллельно друг другу.
Дальнейшее изучение останков показало, что бараны были заранее оскоплены, на что указывали удлиненный характер их костей и наличие деформированных костей, что характерно для страдавших от гормональных нарушений и малой подвижности кастрированных животных. После кастрации животные из-за изменений развития скелета становились значительно слабее физически, но выше в холке.
Было установлено, что изменение формы рогов произошло в результате прижизненной хирургической операции. Кости черепа у основания сердцевины рогов сломали, потом было изменено положение рогов, и вся костная конструкция затем была жестко зафиксирована на несколько недель до полного заживления.
Выводы были сделаны на основании изучения углублений у основания роговых стержней и необычно тонкой кости в этой области, а также сужений по бокам роговых стержней, которые были прочно перевязаны для удержания рогов на месте.
Африканские скотоводческие племена, в том числе племя покот из Кении, по сей день используют этот жестокий метод модификации рогов. Они делают это со своими козами, когда тем исполняется год.
На вопрос, зачем знать Иераконполиса безжалостно крутила рога своим баранам, доктор Вим ван Нир объяснил: «Правители и царедворцы, похороненные на этом кладбище, хотели, скорее всего, продемонстрировать не только власть над дикими и экзотическими животными, но и полное господство над животными домашними».
«Бараны были кастрированы и, таким образом, стали крупнее, чем обычные животные, выращиваемые для разведения, стрижки шерсти и употребления в пищу. Загибание рогов вверх или их удаление было всего лишь способом сделать рядовых животных особенными».
Изменяя облик баранов, сильные мира сего хотели показать способность контролировать саму природу и манипулировать ею. Эта варварская традиция носила сакральный смысл в додинастическом Египте.
Ученые также предполагают, что уродование баранов, возможно, связывалось с культом аддакса (Addax nasomaculatus, пустынная саблерогая антилопа) с его вертикальными спиральными рогами. Аддакс, как полагают, символизировал обновление жизни и победу порядка над хаосом. Бараньи рога должны были походить на антилопьи.
Несомненно то, что бараны были жертвенными и не были выведены для употребления в пищу. Об этом свидетельствует их кастрация, а также их возраст (6-8 лет). Большинство овец и баранов забивали на мясо в возрасте до 3 лет.
Исследователи продолжат свои раскопки в Иераконполисе. Доктор Вим ван Нир отметил: «Мы будем искать другие примеры модификации рогов в захоронениях Иераконполиса. В частности, мы хотим знать, практиковалась ли модификация рогов у крупного рогатого скота и коз».
Ранее ученые рассказали об исследовании костей ортозуха, жившего в Юрском периоде.