Аббревиатура ПФАС расшифровывается двояко — перфторалкильные соединения и полифторалкильные соединения. С химической точки зрения это алкильная цепочка из радикалов CF2. Традиционные атомы водорода в них замещены атомами фтора. У крайнего радикала три атома фтора (CF3). С другого конца к цепи присоединены атом кислорода и гидрокcильная группа OH. В общем виде формула перфторалкила выглядит так: (СnF2n+1)=O-OH. Если в молекуле несколько фторуглеродных цепочек, то перед нами полифторалкил. Аббревиатура не меняется, как особо не меняются и свойства соединения.
Свойства ПФАС очень просты — при комнатной температуре они не вступают в реакцию вообще ни с какими химикатами. Их можно только растворить. В лесу или в воде соединения сохранятся без изменения тысячу лет, а может быть и больше. В итоге за ПФАС закрепилось название «вечных химикатов» (forever chemicals).
Поводом для исследования проведенного Национальным институтом стандартов и технологий США (НИСТ) стал повышенный уровень ПФАС в крови пожарных, выявленный во время медосмотра. Была высказана гипотеза о том, что источником передозировки стала защитная одежда.
Костюмы пожарных состоят из трех слоев — прочного внешнего, среднего водоотталкивающего и внутреннего термостойкого. ПФАС обычно добавляют в ткань среднего мембранного слоя. Их водооталкивающие свойства очень важны — в очаге поджара главное не допустить контакта с горячей водой, которая обжигает гораздо сильнее сухого воздуха даже более высокой температуры.
В ответ на опасения по поводу того, что снаряжение может подвергать пожарных воздействию потенциально канцерогенных «вечных химикатов», ученые НИСТ исследовали текстиль костюмов пожарных.
В качестве объектов анализа выступали капюшоны и перчатки, которые надеваются во время пожаров в помещениях, а также защитная одежда (куртки и брюки), используемая для борьбы с лесными пожарами. Внимание к капюшонам и перчаткам было обусловлено тем, что они постоянно соприкасаются с кожей и волосами на голове. Тесный контакт увеличивает риск проникновения вредных веществ в организм. Защита лесных пожарных привлекла ученых тем, что при ее изготовлении ПФАС почти наверняка были использованы как водоотталкивающие добавки при пошиве.
По результатам исследования стало ясно: практически вся защитная одежда, которую носят пожарные, содержит ПФАС. Концентрация допустима, однако постоянная носка такой одежды в условиях высоких температур существенно повышает риски аккумуляции перфторалкилов и полифторалкилов в организме пожарных.
«Наше исследование показало, что PFAS присутствуют не только в куртках и брюках, которые носят пожарные, но и во многих защитных предметах одежды меньшего размера», — сказал соавтор исследования Рик Дэвис. «Измерение присутствия химических веществ — это первый шаг к пониманию их воздействия на огнеборцев».
Исследования не оценивали риски для здоровья, с которыми могут столкнуться пожарные из-за наличия ПФАС в защитном снаряжении. Однако они предоставили ранее недоступные данные, которые токсикологи, эпидемиологи и другие эксперты в области здравоохранения могут использовать для оценки рисков и принятия мер.
В 2021-2023 годах команда ученых протестировала четыре типа перчаток, восемь типов капюшонов и девять типов экипировки городских пожарных и бойцов службы охраны лесов от нескольких производителей снаряжения. Все эти предметы одежды свободно продаются в магазинах экипировки пожарных и спасателей.
Исследователи разделили предметы одежды на 32 образца ткани и экстрагировали из них ПФАС с помощью растворителей. Затем они протестировали каждый экстракт, чтобы определить, содержит ли он какие-либо из 55 известных химикам ПФАС.
В итоге Дэвис и его команда обнаружили поддающиеся измерению количества PFAS в 25 из 32 образцов текстиля. Из 55 синтезированных веществ (самостоятельно в природе они не образуются) было выявлено 19. Наименьшая концентрация фторорганики наблюдалась в капюшонах. Содержание ПФАС в перчатках и костюмах лесных пожарных было выше, но нигде не превышало отметки 4,2 грамма на 1 килограмм текстильного материала.
Развернувшаяся в последние годы борьба с «вечными химикатами» носит по мнению ряда экспертов несколько надуманный и ритуальный характер тотальной отмены. В свое время длинноцепочные фторорганические соединения считались совершенно безопасными для здоровья ввиду химической инертности. Их использовали при изготовлении антипригарных покрытий для сковородок и пищевой пленки. В результате ПФАС попадали в организм людей кратчайшим путем — через желудочно-кишечный тракт. Особых жалоб владельцы тефлоновых сковородок по сравнению с владельцами чугунных не высказывали.
Способность ПФАС накапливаться в организме была выявлена только в «нулевых». При этом убедительных доказательств канцерогенности ПФАС, их негативного влияния на печень или на иммунную систему до сих пор нет.
Технологическое общество в очередной раз сталкивается с дилеммой: отказаться от плодов изобретения, которое вызывает сомнения в безопасности, или использовать его преимущества, закрывая глаза на недостатки и занимаясь поиском безопасной альтернативы.
Недавно ученые предложили расщеплять вечные химикаты с помощью синего света.