2024 год стал для маркетплейсов в России весьма удачным. Лидеры рынка Ozon и WB продемонстрировали рост объемов продаж относительно 2023 года на 103% и 73% соответственно. Около 1 млрд посещений за год, свыше 3,6 трлн потраченных рублей — и это только для Ozon и WB. Смотрим на итоги уходящего года для маркетплейсов и покупателей.
В октябре этого года 80% россиян старше 12 лет как минимум один раз посетили ecom-площадки. А среднее время, которое пользователь проводит на них, составляет 25 минут в день — это на 12% больше, чем год назад.
В 2024 году в России были предложены некоторые законопроекты относительно деятельности торговых онлайн-площадок. Так, уже в 2025 году к маркетплейсам могут быть предъявлены новые требования, и вот некоторые из них:
- Усиление контроля за товарами, запрещенными к продаже на территории России;
- Ограничение комиссии до 10% от стоимости товаров;
- Запрет на возмещение покупателями средств за возврат покупок;
- Обязанность площадок проверять возраст покупателей при продаже определенных товаров.
Отмечается, что новые требования позволят людям взаимодействовать с платформами на равных. У покупателей станет больше прав, а площадки лишатся козыря в рукаве в виде собственных и выгодных в первую очередь для себя правил.
Как сообщает издание RB.ru, весь 2024 год крупные маркетплейсы активно конкурировали друг с другом. Так, на долю WB пришлось продаж на сумму в 2,14 трлн рублей (+73% относительно 2023 года), а на Ozon — 1,56 трлн рублей (+103%). За год WB посетило свыше 328 млн человек, на Ozon зашло под 400 млн людей, Я. Маркет показал почти 150 млн визитов, а замкнул четверку относительно молодой «Мегамаркет» с 40 млн посещений.
Что покупали россияне на маркетплейсах в 2024 году
Согласно последнему исследованию Mediascope за 2024 год, в среднем один пользователь ищет около 6 разных товарных категорий в месяц. Наибольший рост демонстрируют следующие разделы:
- одежда — 28%;
- обувь — 37%;
- дом — 26%;
- дача и сад — 31%;
- DIY — 25%;
- продукты — 28%, а свежие продукты — 48%;
- бытовая химия — 31%.
Также рост показывают такие направления, как гаджеты, бытовая техника, все для спорта, хобби, красота и украшения. При этом на долю женщин приходится свыше 61% от всех поисковых запросов. Мужчины чаще ищут в категориях гаджетов, спортивного инвентаря, ремонта и строительства, авто- и мототоваров. Что немаловажно — в 2024 году россияне потратили около 500 млн рублей на приобретение электронных книг.
В свою очередь ВЦИОМ передает, что для женщин важнее стоимости является обратная связь от других покупателей (отзывы), а также наличие удобного расположения пунктов выдачи. Мужчины же пристально следят за сроками доставки, а также оригинальностью товаров.
Ранее мы писали, что на Wildberries появилась защита от мошенников. Новая технология позволяет выявлять покупки, оплаченные украденными картами.