НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Загадочное племя массако впервые попало в объектив камеры

25 декабря 2024
В джунглях Бразилии живет народ массако и еще десятки изолированных туземных племен. Их защищает закон, но в то же время они оказались костью в горле у дельцов, которые положили глаз на индейские земли. Впрочем, на фото охотники племени массако выглядят довольными жизнью несмотря ни на что.

21 декабря сначала в южноамериканских, а затем и в мировых англоязычных СМИ были опубликованы сенсационные кадры из амазонских джунглей Бразилии. На них были запечатлены охотники таинственного племени массако. Ученым и широкой общественности об этих людях практически ничего не известно. Аборигены ведут крайне уединенный кочевой образ жизни, не вступая в контакт с цивилизацией. Индейцы очень осторожны, знают джунгли как свои пять пальцев, и удивительно, что они не заметили или не обратили внимание на автоматическую камеру, которая их сняла.

Впрочем, это произошло в том месте, где волонтеры периодически оставляют им полезные подарки. Возможно, аборигены хотели как раз обратить на себя внимание и доказать, что дикое племя массако на самом деле не такое уж и дикое.   

Фотографии, на которых изображена группа мужчин, дают большому миру первое представление об этом племени и являются еще одним свидетельством того, что население планеты растет даже в самых отдаленных ее уголках. Этноним массако дан в честь одноименной реки, протекающей через земли племени. Никто не знает, как аборигены себя называют сами, их язык, социальная структура и религиозные верования остаются загадкой.

Несмотря на неослабевающее давление со стороны аграриев, лесорубов, разработчиков полезных ископаемых и наркоторговцев, численность народа массако с начала 1990-х годов увеличилась как минимум вдвое, до 200-250 человек. Такую оценку дает Бразильский национальный фонд коренных народов (сокращенно по-португальски FUNAI), который десятилетиями работает над защитой индейских территорий.

Сотрудники фонда установили камеры в местах, где они периодически оставляют аборигенам металлические инструменты в качестве подарков. Это позволяет предотвратить вылазки индейцев на ранчо и лесозаготовительные лагеря за инструментами, что в прошлом приводило к трагическим последствиям для обеих сторон. Фотографии покинутых поселений массако были сделаны ранее во время экспедиций в труднодоступные районы Амазонии.

За годы непрямых наблюдений за жизнью массако стало известно, что они охотятся с луками, размер которых достигает трех метров. От сезона к сезону они переносят свои поселения из одного места в другое. Туземцы отпугивают любопытных и навязчивых чужаков, втыкая в землю тысячи шипов, которыми можно запросто проткнуть ступню и шины внедорожника.

«Теперь, благодаря подробным фотографиям, можно заметить сходство массако с народом сирионо, который живет на противоположном берегу реки Гуапоре в Боливии», — говорит Альтаир Альгайер, представитель правительства в FUNAI, который более трех десятилетий охраняет территорию массако. «Но мы все равно не можем сказать, кто они такие. Многое по-прежнему остается загадкой».

Несмотря на демографическую катастрофу коренного населения, вызванную многовековой экспансией со стороны европейцев и ухудшением состояния окружающей среды, рост численности изолированных племен в бассейне Амазонки не ослабевает. В 2023 году научный журнал Nature сообщил о всплеске численности коренного населения вдоль границ Бразилии с Перу и Венесуэлой. На снимках, сделанных со спутника, видны обширные возделанные участки и недавно построенные большие жилища.

В джунглях специалисты также обнаружили свидетельства роста численности кочевых племен, которые не выращивают зерновые культуры и не строят видимых из космоса крупных сооружений. Одной из территорий обитания аборигенов являются берега реки Кавахива в Пардо, за которой наблюдает Джаир Кандор, в штате Мату-Гросу. «Сегодня, по нашим оценкам, здесь живет 35-40 человек. Когда мы начали работать здесь в 1999 году, их было не более 20», — говорит Кэндор.

Преодолеть глобальную тенденцию утраты национальных культур и исчезновения языков в Бразилии удалось благодаря государственной политике запрета контактов с аборигенами, которая была впервые введена властями в 1987 году. Решение было принято после того, как более 90% аборигенов, вступавших в контакт с представителями правительства, погибли в течение 10 лет, в основном от инфекционных болезней ввиду отсутствия иммунитета. С тех пор аналогичные меры приняли Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор.

Согласно данным Международной рабочей группы по коренным народам, живущим в изоляции и вступившим в первоначальный контакт, в регионе Амазонки и Гран-Чако проживает 61 подтвержденная группа индейцев, а 128 сообществ еще не подтверждены властями. Автор доклада, Антенор Ваз, был одним из первых, кто настоял на запрете контактов с аборигенами в области Массако в 1988 году. Он сказал, что Бразилия преуспела в разработке передовой практики в этой сфере, но до сих пор не приняла федеральный закона, прямо защищающего изолированные народы.

«Перу и Колумбия имеют такое законодательство», — говорит Антенор Ваз. «В Бразилии и некоторых других странах континента каток агробизнеса и других хищнических сил давит законодательные инициативы и права коренных народов».

Соседние общины коренных народов играют определенную роль в защите своих более изолированных собратьев. Примерами могут служить манчинери на границе Перу и Бразилии в штате Акко, Амондава в Рондонии и Гуахарара на другом конце бассейна Амазонки в восточном штате Мараньян.

В долине Джавари, где, как было подтверждено, насчитывается 10 общин, не вступающих в контакт друг с другом, что является наибольшей территорией коренных народов Амазонии, Бето Марубо, представитель Союза коренных народов долины Джавари, и местные вожди в 2021 году создали патрульную группу, которая получила премию ООН «Экватор». Судебные иски, инициированные защитниками коренных народов, также помогли делу.

Уважать права изолированных народов на землю, как того требует конституция Бразилии, запретить лесозаготовки, добычу золота, массовую ловлю рыбы, выращивание соевых бобов и коки — значит согласиться с тем, что в джунглях живут люди. Марубо считает, что первым аргументом для тех, кто заинтересован в захвате лесных территорий, является отрицание существования их обитателей. «Основная стратегия захватчиков и всех, кто заинтересован в землях, где живут изолированные народы, заключается в отрицании их существования».

FUNAI работает в условиях хронической нехватки средств и располагает лишь малочисленной группой безоружных сотрудников на местах. Они сталкиваются с риском, включая вполне реальные угрозы убийства. В 2022 году сотрудник фонда Бруно Перейра был убит вместе с журналистом Домом Филлипсом, рассказывавшим о жизни коренных народов сельвы.

Пока одни изолированные народы процветают, другие на территориях, захваченных чужаками, приходят в упадок. «Эти народы имеют право на жизнь, на свою землю и выбранный образ жизни, но уважение прав изолированных коренных народов также имеет основополагающее значение для сохранения тропических лесов», — считает Пауло Моутиньо, соучредитель Института экологических исследований в Амазонии. С ним трудно не согласиться.

Недавно ученые реабилитировали библейского царя Соломона, доказав, что его медные копи не загрязняли окружающую среду.

Дмитрий Павлов