В январе 2025 года в авиационной истории произошло знаковое событие: инженеры компаний Turbotech, Safran и Air Liquide успешно протестировали первый турбинный двигатель для легкой авиации, работающий на жидком водороде. Испытания проходили при поддержке французских авиационных властей и стали результатом многолетней работы над проектом BeautHyFuel.
Этот двигатель предназначен для небольших самолетов с вместимостью от двух до семи человек. Особенность технологии в том, что вместо привычных видов углеводородного топлива, таких как керосин, используется жидкий водород. Оно уже давно рассматривается как альтернатива традиционным ресурсам из-за его экологической чистоты. При сгорании водорода в двигателе выделяется только водяной пар, что полностью исключает выбросы углекислого газа и твердых частиц.
Однако сжигание водорода не лишено технических сложностей. При высоких температурах, превышающих 1093ºC, водород может создавать оксиды азота (NOx) — вещества, которые в атмосфере участвуют в образовании кислотных дождей. Разработчики Turbotech справились с этой проблемой с помощью методов охлаждения, включая водяное впрыскивание и использование жидкого водорода, который хранится при температуре −253ºC.
Главное преимущество жидкого водорода перед его газообразной формой — это высокая плотность энергии при меньшем объеме. В сравнении с керосином, который имеет энергию 12 кВт⋅ч/кг, водород обладает показателем в 33 кВт⋅ч/кг. Это позволяет самолетам сжигать меньше топлива и при этом летать на большие расстояния.
Проект стал возможным благодаря объединению усилий трех компаний. Turbotech специализируется на компактных турбинных двигателях с высокой эффективностью, Safran обладает опытом в разработке авиационных топливных систем, а Air Liquide отвечает за хранение и транспортировку жидкого водорода. По словам генерального директора Turbotech Дамиена Фовэ, испытания доказали, что переход к углеродно-нейтральным самолетам возможен уже сейчас, если появится массовое производство экологически чистого водорода.
Пока водород остается дорогим ресурсом, а инфраструктура для его хранения и транспортировки требует значительных инвестиций. Тем не менее подобные проекты — это шаг к тому, чтобы сделать авиацию экологически чистой. Как отметил Пьер-Ален Ламберт из компании Safran, эта технология уже готова к интеграции в легкую авиацию и демонстрирует впечатляющий потенциал.
Этот первый шаг в сторону водородной авиации показывает, как устойчивые технологии могут изменить будущее не только легких самолетов, но и всей отрасли.
В России также было сделано важное открытие для сверхзвуковой гражданской авиации. Ученые разработали алгоритм расчета усталостной прочности защитной панели двигателей. Что это и как поможет авиаперелетам — читайте в статье.