НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Обвал рынка ноутбуков в России: комментарии экспертов

6 августа 2013
По данным международной аналитической компании Gartner, во 2-м квартале 2013 года в России было отгружено 2,6 миллиона персональных компьютеров — 1,7 миллиона ноутбуков и 900 тысяч десктопов. За аналогичный период прошлого года было реализовано 3,6 миллиона ПК. Таким образом, поставки компьютеров сократились на 28%, причем десктопов на 8%, а ноутбуков сразу на 35%.

Можно предположить, что на такое снижение спроса повлияло сразу несколько факторов, в том числе рост популярности планшетов (по данным IDC, их поставки по сравнению с прошлым годом выросли почти на 60%), а также не самая высокая популярность Windows 8, с которой поставляются новые ПК.

Hi-Tech.Mail.Ru решил поинтересоваться о возможных причинах сложившейся ситуации у представителей российских ритейлеров.

Регина Роднянская, менеджер по связям с общественностью сети "М.Видео", отметила, чтос спрос на ноутбуки действительно несколько снизился в первой половине 2013 года. Это снижение особенно заметно в сравнении с очень высокими показателями первой половины прошлого года.

По ее словам, рынок десктопов также медленно сокращается: "По сути, эти устройства интересны для игр и корпоративных клиентов. Ожидалось, что на смену десктопам придут моноблоки. Но пока спрос на моноблоки растет немного медленнее. То есть прямого замещения мы не наблюдаем. Постепенно также сокращается сегмент нетбуков. Ультрабуки по-прежнему ориентированы на достаточно узкую бизнес-аудиторию, в первую очередь из-за высокой стоимости. В перспективе могут получить популярность трансформеры, объединяющие в себе черты ноутбука и планшета".

Дмитрий Гришенин, менеджер отдела закупок сети Media Markt, считает, что на снижение отгрузок повлияли и другие факторы: "В связи с тем, что в прошлогодний высокий сезон (back to school и Новый год) продажи были не такими высокими, как ожидалось, поставщики в этом году ведут себя осторожнее и снизили объемы поставок. Кроме того, потребители стараются тратить меньше денег в связи со слухами о возможном кризисе".

Кроме этого, на вопросы Hi-Tech.Mail.Ru ответил Константин Исаакян, директор направления потребительского, малого и среднего бизнеса и дистрибуции, "Dell Россия".

Hi-Tech.Mail.Ru: С чем вы связываете такое серьезное падение продаж? Виноваты ли в этом продажи планшетов и не самое лучшее восприятие Windows 8?

Константин Исаакян: Очевидно, что планшеты с недавних пор стали активно вытеснять ноутбуки. Эту тенденцию мы наблюдаем вот уже 1,5—2 года. Количество планшетов, продаваемых на сегодняшний день, теснит мобильные устройства. Согласно данным аналитической компании GFK, а именно результатам мониторинга 15-ти крупнейших сетей, — можно увидеть, что количество проданных ноутбуков (которые попадают в руки пользователей — sell-out, а не просто отгруженных в страну, на основании чего делает свои расчеты Gartner) упало по сравнению с прошлым годом. То есть планшеты и смартфоны сегодня вытесняют ноутбуки точно так же, как и ноутбуки вытесняли десктопы в свое время. Но это нормально — мы идем к минимизации, чтобы людям было проще работать на локальных устройствах.

Изменилась роль ПК. Если 20 лет назад компьютер был доступен только для профессионалов, то сегодня компьютер — это в основном гаджет. Большинство людей покупали ноутбуки и не пользовались всем функционалом, предлагаемым устройством: не пользовались редакторскими приложениями, текстовыми редакторами, например. Очень многие покупают гаджеты для работы в соцсетях. А для этого удобно купить планшет — вы всегда в онлайне, достаточно купить 3G-модуль.

Windows 8 — не очень удачная операционная система, и мы с нетерпением ждем обновленную версию, которая появится в конце этого года. Как показывает опыт, бета-версия продуктов Microsoft обычно лучше, чем предыдущая. Надеемся, что сработает и в этот раз. Мы также надеемся, что сегмент планшетов, в особенности Windows-планшетов, будет активно развиваться.

Стоит оговориться, что рынок делится на корпоративный и потребительский сегменты. Устройства на платформах Android, iOS набирают популярность среди пользователей. Здесь Microsoft теряет свои позиции. А вот на коммерческом рынке ситуация обратная — ОС Windows будет удерживать свои позиции еще долго. Компании имеют большой отлаженный парк техники, работающей под управлением Windows. И покупать новые системы на других платформах, пусть и совместимые с ОС Windows, никто не спешит. Если вы покупаете планшет не на Windows, то наверняка возникают проблемы с подключением и т. д.

Именно поэтому мы считаем, что планшеты на основе Windows будут востребованы. Мы в компании Dell делаем на это ставку — мы предлагаем бизнесу планшет на этой ОС — Latitude 10. На Windows сегодня очень мало планшетов, и поэтому компания Dell в авангарде. Мы уверены, что в корпоративном сегменте рынка планшеты будут развиваться, и за Windows-планшетами будущее. В потребительском сегменте рынка корпорации Microsoft придется сделать огромные усилия, чтобы «догнать уходящий от платформы поезд».

— Какая доля в продажах ноутбуков у девайсов с сенсорными дисплеями? Помогают ли они в "борьбе" с планшетами?

— К сожалению, нет. Пока эта технология, на мой взгляд, не прижилась: если человеку нужен планшет, он покупает планшет, если ему нужен ноутбук — он покупает ноутбук. Пользователям не интересно покупать ноутбук и пользоваться функциями планшета. Так как за это он вынужден переплачивать. Эта тенденция наблюдается во всем мире.

— Каковы ваши прогнозы по продажам ПК/ноутбуков на оставшуюся часть года?

— Мы в компании находимся в состоянии размышления. У всех вендоров был опыт продаж нетбуков, и количество проданных нетбуков составляло 25—30 процентов от общих продаж ноутбуков 4 года назад. Тогда казалось, что это новый сегмент, который постепенно вытеснит ноутбуки. Удобство перекрывало ограниченность функционала этих устройств. Однако прошло всего 4 года, и нетбуки практически «вымерли», а производители массово переходят на производство планшетов или ноутбуков. Произошел маленький всплеск, после чего нетбуки исчезли. Не произойдет ли то же самое с планшетами — это еще вопрос.

Сегодня иметь планшет — популярно и модно. Люди со временем поймут, что планшет — это не ноутбук, и есть много вещей, которые он не способен выполнять. Возможно, люди перейдут на ноутбуки или ультрабуки — легкие и функциональные устройства, продвигаемые корпорацией Intel. Я думаю, что в этом году люди еще «не наиграются» планшетами, сейчас эта тенденция на пике. Но вполне вероятно, что спустя 2-3 года мы увидим в целом затухание этого рынка, и придет что-то другое.

Что касается прогноза по продажам ПК и ноутбуков, то думаю, что мы повторим результаты позапрошлого года. Повторюсь, пока нет однозначного мнения, вытесняет ли планшет ноутбук сегодня. Это станет очевидно только со временем.

Комментирует Денис Кутников, генеральный директор Acer в России

Hi-Tech.Mail.Ru: С чем вы связываете такое серьезное падение продаж? Виноваты ли в этом продажи планшетов и не самое лучшее восприятие Windows 8?

В первую очередь снижение отгрузок в страну не является синонимом снижения продаж. Для большинства производителей, включая Acer, второй квартал прошлого года был рекордным за счёт предшествующего дефицита на складах (из-за наводнений в Таиланде). Тогда российские продавцы получили очень хорошие продажи и по факту были слишком оптимистичны в своих ожиданиях сбыта в сезон BTS (август-октябрь). Уже начиная с третьего квартала 2012 года, когда ожидания не оправдались, поставки в страну заметно снизились.

Можно также говорить о небольшом влиянии планшетов, так как часть покупателей, которые раньше покупали нетбуки, сейчас перешли на планшеты. Но говорить об их существенной доле или влиянии одной из ОС я бы не стал, просто цикл обновления техники стал длиннее, что естественно сказалось на продажах.


- Какая доля в продажах ноутбуков девайсов с сенсорными дисплеями? Помогают ли они в "борьбе" с планшетами?

Как таковой борьбы не наблюдается в первую очередь из-за разных сценариев потребления и ценовых сегментов. В среднем доля проданных ноутбуков с сенсорным экраном в Acer составляет 7% (против 4% по рынку) от общего числа продаваемых ноутбуков, но это относительно молодой сегмент, и мы видим перспективу его дальнейшего развития в ближайшем будущем.


- Какие ваши прогнозы по продажам ПК/ноутбуков на оставшуюся часть года?

Если говорить о ноутбуках, то мы ожидаем, что объёмы второго полугодия 2013 года будут примерно равны аналогичным результатам прошлого года, то есть можно прогнозировать продажи в России на уровне 3,6 млн. единиц. Что касается ПК, то будет спад примерно на уровне 10%.