Планируется подключить банки и платежные сервисы к одному из блоков действующего в России «электронного правительства» — единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), причем этот же блок отвечает за доступ россиян к порталу госуслуг. В настоящее время, согласно закону 110-ФЗ от 5 мая 2014 года, при совершении операций свыше 15 тысяч рублей гражданин обязан предоставить информацию о своем имени, серии и номере паспорта. Операции свыше 600 тысяч рублей контролирует Росфинмониторинг.
Минкомсвязи требует, чтобы для подтверждения сведений о себе клиент вводил пароль от сайта госуслуг, а не свои реквизиты. В таком случае Единая система идентификации и аутентификации сможет сличить реквизиты из кабинета гражданина в системе госуслуг с данными платежного агента (ФИО и номер паспорта).
В пресс-службе Минкомсвязи заявили: «Банки хотят получать прямой доступ к персональным данным граждан, находящимся в базах данных госвласти, без согласия гражданина, в том числе для внутреннего использования при проверке кредитования. Министерство же рассматривает только централизованный доступ к базам данных ведомств — через ЕСИА и с использованием инфраструктуры электронного правительства. Условия для этого содержатся в 110-ФЗ и постановлении правительства от 22 декабря 2012 года No1382. Мы полагаем, что пароль от госуслуг является необходимым и единственным способом идентификации — он абсолютно безопасный, так как Минкомсвязи дает одну точку входа ко всем персональным данным граждан. Сам гражданин может пройти регистрацию онлайн на портале госуслуг и подтвердить личность в центрах регистрации, которые расположены и в МФЦ, и в отделениях почтовой связи, и в органах исполнительной власти. Таких пунктов уже более 5 тысяч».
Однако банки предпочитают проводить идентификацию с предъявлением гражданином СНИЛС/ИНН/номера полиса ОМС, сообщил Андрей Емелин, председатель Национального совета финансового рынка (НСФР). Это объясняется сравнительно небольшим количеством пользователей портала госуслуг – из 140 миллионов россиян с 2009 года на сайте зарегистрировалось всего 13 миллионов человек. Минкомсвязи считает, что если клиент не имеет пароля от портала госуслуг, то он обязан будет осуществлять операции без открытия счета лишь в отделении банка.
Представители Минэкономразвития, Росфинмониторинге и Госдумы уверены, что необходимо реализовать оба варианта упрощенной идентификации – которую предлагают банкиры и Минкомсвязи, поскольку только один способ идентификации может усложнить.
«У граждан всегда должен быть выбор — каким образом подтверждать необходимую для упрощенной идентификации дистанционно сведения о себе: с помощью пароля от сайта госуслуг или путем введения СНИЛС/ИНН/номера полиса ОМС, — считает представитель Росфинмониторинга. — Позиция Минкомсвязи понятна: они хотят популяризировать сайт госуслуг среди россиян. Но нужно понимать, что далеко не везде у граждан есть доступ к порталу госуслуг, в том числе из-за отсутствия интернета».
Что касается интернет-кошельков, то сервисы выступают за подключение к ЕСИА как к дополнительному способу упрощенной идентификации.
«Пользователи, не прошедшие процедуру регистрации на портале госуслуг, не смогут совершать платежи, требующие упрощенной идентификации клиента. Для тех, кто ее имеет, предполагаем, что это будет удобно. Однако количество прошедших регистрацию пока невелико — около 13% экономически активного населения России. В Qiwi уже реализована техническая возможность собирать со своих пользователей данные, необходимые для упрощенной идентификации — ФИО, паспорт, номер мобильного телефона, ИНН, СНИЛС или номер полиса ОМС и верифицировать их в единственном доступном сейчас канале — Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Как только органы государственной власти будут готовы предоставить другие каналы верификации, Qiwi со своей стороны в оперативном режиме осуществит подключение», - передают «Известия» со ссылкой на представителей Qiwi.