НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Связной»: туманное будущее крупнейшего в России ритейлера

19 февраля 2015
Вот уже несколько месяцев вокруг крупного российского ритейлера "Связной" кипят страсти. В ноябре стало известно, что группа компаний "Связной" находится в очень непростом положении. Основной владелец Максим Ноготков может потерять свой бизнес из-за долгов, а кредитор "Связного" частный инвестиционный фонд "Онэксим" Михаила Прохорова, владеющий контрольным пакетом головной компании Trellas, рассматривает варианты обмена активов на погашение долгов. В итоге, в декабре права требования по кредиту на сумму около $120 млн с учетом процентов перешли к компании Solvers Олега Малиса, старший брат которого, между прочим, управляет основным конкурентом "Связного" - "Евросетью". В конце декабря Ноготков подписал передаточное распоряжение о переходе контрольного пакета Trellas к компании Малиса, но через два дня отозвал его. Дело дошло до Верховного суда Кипра, ведь Trellas Enterprises Ltd. - это кипрский офшор. Суд встал на сторону Малиса. На фоне всех этих сложных событий Hi-Tech.Mail.Ru выяснил, как же обстоят дела у того самого "Связного", который известен всем простым россиянам.

Говорят, что даже когда все плохо, важно сохранять бодрость духа и проявлять известное упрямство, чтобы не прогнуться под изменчивым миром. Именно такие качества и продемонстрировал президент ритейлера "Связной" Майкл Тач, отвечая на вопросы Hi-Tech Mail.Ru. По его словам, бизнес функционирует в штатном режиме и события вокруг "Связного" никак не сказываются на реализации всех текущих проектов. Оно и понятно, мухи отдельно, котлеты - отдельно.

Итак, несмотря на долги компании, в "Связном" даже сейчас открываются новые вакансии. Конечно же, традиционно для сетевого ритейлера, львиная доля вакансий приходится на сотрудников розничной сети, но есть позиции и в офисе, а это самый существенный признак того, что компания твердо стоит на ногах и падать не собирается.

UPD: Представитель "Связного" Мария Заикина замечает, что чистый долг ритейлера составляет 9 млрд. рублей, а показатель EBITDA - 4,5 млрд рублей. Таким образом, соотношение долга к EBITDA - 2, стало быть "Связной" находится в зоне комфортного соотношения, которое равно 3.

Отдельно Майкл Тач отмечает, что текучка на уровне менеджмента "фактически равна нулю". Напоним, однако, что буквально три дня назад "Связной" покинул один из старейших менеджеров - коммерческий директор по розничной сети Юрий Лабис. Что касается самого Майкла Тача, то он тоже едва не оставил компанию в конце декабря из-за первого опыта общения с Малисом, однако, в начале января между бизнесменами было достигнуто полное понимание:

"У Майкла безупречная деловая репутация, всем хорошо известны его сильные профессиональные качества. У нас полное взаимопонимание по ключевым вопросам развития бизнеса. Только работая в плотной связке с управленческой командой "Связного", мы сможем добиться наилучших результатов для компании. Это команда, которой я полностью доверяю, в эффективности решений которой я уверен", — заявил Олег Малис.

Президент "Связного" Майкл Тач

"Я никуда не ухожу. Я остаюсь главой ритейлера "Связной" и продолжаю вместе с командой реализовывать стратегию, которую мы приняли в 2013 году и которая более чем успешна," — сообщил Майкл Тач.

Стратегия "Связного" такова: делать ставку на развитие омниканальных продаж. "Сегодня такое сочетание каналов продаж – уже не инновация, а следование потребностям клиента, наша задача – развивать его и далее", - рассказывает Майкл Тач. Core business , как и прежде, - продажа "умных" гаджетов и связанных с ними услуг. Кроме того, компания продолжает развивать и финансового брокера с его кредитными и страховыми продуктами, а также направление travel.

Что ж, планы планами, но как бы чего не случилось. Сейчас, когда Верховный суд Кипра встал на сторону Олега Малиса, "Связной" и его главный конкурент "Евросеть" стали близки как никогда. По словам одного из сотрудников "Связного", Олег Малис был бы не прочь переписать большую часть арендуемых салонов на "Евросеть" своего старшего брата, а если бы ни зоркий глаз ФАС, то и вовсе отдал бы компанию на растерзание "Евросети". Сам же Малис парирует: "Все это из области теорий заговора. Зачем мне прикрывать компанию, в которую я вложил свои деньги?"

Однако продолжим о вещах более земных, чем теории заговора. Сегодня все хорошо в "Связном" и в отношении товара. Ассортимент хороший, планируется его расширение, а поставищики, по всей видимости, уже начали получать свои деньги. Ведь, напомним, раньше менеджменту компании было рекомендовано копить средства и "отсрочить" платежи тем, кому можно. Не платить по счетам Олег Малис называет "обычной практикой", которая помогает создать "подушку ликвидности".

UPD: Между тем, представитель компании Мария Заикина отмечает, что "Связной" работает с поставщиками на условиях отсрочки платежей уже около 5 лет. Она особенно обращает внимание на то, что в разгар истории с "дефолтом" в декабре Сбербанк выдал "Связному" новую финансовую гарантию под продукцию Apple. "Осмелюсь предположить, что это говорит о том, что партнеры в нас уверены", - подводит итог Мария Заикина.

Основатель компании "Связной" Максим Ноготков и новый владелец контрольного пакета Олег Малис

Конечно же, в начале года некоторые проблемы с ассортиментом все же были. Майкл Тач связывает это с ажиотажным спросом в декабре, когда товарные запасы просто "сметали", но такая ситуация была характерна для рынка в целом, отмечает он. "В январь 2015 года мы, как и многие другие ритейлеры "вошли" с низким уровнем достаточности, - говорит Майкл Тач, - Получив крупные партии в середине января, мы восстановили полный ассортимент и продолжаем расширять его".

UPD: По сообщению пресс-службы "Связного", ритейлер функционирует в полноценном режиме и выполняет все обязательства перед партнерами, сотрудниками и клиентами. Компания реализует поставленные операционные планы и развивает существующие проекты. С момента объявления о дефолте Trellas в ноябре 2014 года, взаимоотношения ритейлера с ключевыми партнерами и банками не менялись. Отгрузки товаров идут без задержек, обслуживание банками по кредитным линиям также в штатном режиме.

Ну и конечно же, несмотря на все перипетии, несколько раз в месяц в "Связном" продолжают проходить интереснейшие акции. Например, центральной акцией января стал "Киберпонедельник", в ходе которого "Связной", в общем-то, не отличился хорошими скидками, вычтя из цен на гаджеты всего 5% и аж 10% из цен на аксессуры. Однако столь "щедрые" предложения не помешали ритейлеру отметить рост продаж на 73%. В феврале же организованы акции, приуроченные к 14 и 23 февраля, – клиенты их всегда ждут, говорит Майкл Тач. Что именно нам предложил "Связной" на мужской праздник, Hi-Tech Mail.Ru еще посмотрит. А пока что ясно лишь одно: руководство "Связного" умеет делать хорошую мину при плохой игре, а вот какую мину сделает Олег Малис, и какой будет его игра, сказать пока сложно.

А как на ваш взгляд работает сейчас "Связной"? Делитесь своими впечатлениями от ритейлера в комментариях!