НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Россиян хотят ограничить в покупке SIM-карт

4 августа 2015
В России может появиться новое ограничение на SIM-карты — в Общественной палате на закрытом совещании обсуждалась инициатива по введению лимита на число мобильных номеров и SIM-карт на одного человека. В нем участвовали представители банков и операторов сотовой связи. Минкомсвязи и Минэкономразвития выступают против инициативы.

О проведении такого совещания «Известиям» рассказал участник проекта Общественной палаты «Перспектива» Денис Калугин, который был на встрече. По его словам, на совещании было принято предварительное решение ограничить каждого гражданина 10 номерами сотовой связи в сумме по всем операторам. Для отслеживания числа номеров на одного человека предполагается создать единую систему мониторинга количества SIM-карт у физлиц.

Рассмотреть применение аналогичных мер в РФ на совещании предложила Ассоциация российских банков (АРБ). Цель проекта — исключить мошеннический вывод денежных средств через счета сотовых операторов. Представители банковской сферы поясняют, что мошеннические операции по выведению средств через счета сотовых операторов переживают всплеск — за июнь-июль мошенники таким способом вывели несколько сотен миллионов рублей, украденных с карт клиентов крупных банков (Топ-50 по активам), а ежегодные потери банков оцениваются в миллиарды рублей.

«Когда мошенники переводят украденные средства между банковскими счетами, их реально вычислить, Банки в онлайн-режиме мониторят трансакции, отправители идентифицируются. При возникновении сомнений в законности операции банки имеют право приостановить ее до момента, пока банк не разберется в ситуации... Но когда злоумышленники переводят деньги со счета в банке сразу на счет сотового оператора, а потом сразу выводят их — например, через электронные кошельки или снимают в банкомате (опция снятия денег с карты, имеющихся на мобильном счете, есть у многих банков), — остановить мошенничество фактически нереально. Концы сразу теряются, потому что получатели сразу выкидывают "симки"», — рассказывает один из топ-менеджеров банка, который присутствовал на встрече.

Он отмечает, что проблема серьезнее, чем кажется на первый взгляд, так как мобильные операторы редко идут на тесное сотрудничество с банками в части выявления незаконных финопераций: «По мнению сотовых компаний, это прерогатива банков, как и защита средств их клиентов от хищений». Президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что ограничение в 10 номеров разумно с точки зрения соблюдения баланса между правами граждан и упорядочиванием системы сотовой связи, однако добавил, что это лишь временное решение проблемы, так как злоумышленники будут регистрировать SIM-карты на подставных лиц.

В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что признают наличие проблемы незаконного выведения денег через счета сотовых операторов, однако нововведение не решает проблему комплексно, поскольку незаконная реализация SIM-карт от этого не исчезает. Кроме того, в ведомстве считают, что сам факт лимита вне зависимости от его емкости выступает ущемлением прав и интересов добросовестных и законопослушных абонентов. В «Вымпелкоме» считают, что введение лимита послужит только нарушением прав гражданина, а вот позитивного результата в вопросах мошенничества такими действиями добиться не получится.

Этой же позиции придерживаются в Минкомсвязи, напоминая также, что прогресс не стоит на месте, а скорый бум «интернета вещей» приведет к резкому росту спроса на SIM-карты. В министерстве считают, что необходимо сосредоточиться на правоприменении: больше года назад вступили в силу поправки в закон «О связи», запрещающие продажу SIM-карт без предъявления паспорта и передачи паспортных данных оператору связи. Однако сами продавцы продолжают совершать полулегальные или нелегальные продажи, а органы, которые обязаны пресекать такую деятельность, на это не обращают внимания.

Сможет ли Общественная палата провести проект до принятия его на государственном уровне, покажет только время.