В учебном центре «Евросети» (тоже на метро Кожуховская) — сотни человек, стоящих и сидящих в десятках небольших очередей, что-то обсуждающих за стенками стеклянных комнат.
Меня направляют в комнату для собеседования. Там уже собрались несколько десятков человек, и люди еще подходят.
Кандидатов на собеседовании просят заполнить согласие на доступ к кредитной истории.
В дополнение к основной анкете нас просят заполнить согласие на доступ к кредитной истории. Кажется, я была единственной, кто спросил, зачем это нужно и можно ли не заполнять. Тренер Владимир сказал, что отказ значительно понижает мои шансы на трудоустройство, а согласие на запрос в Бюро кредитных историй нужно, чтобы удостовериться, что у меня нет просроченных кредитов, ради которых я могу пойти на преступление.
Молчаливым подтверждением его слов за столом сидит грузный мужчина из службы безопасности, читающий анкеты. Без компьютера.
Владимир приступает к рассказу о компании и вакансиях: 30 тысяч сотрудников работают в 4,5 тысячах торговых точек по всей России. Все салоны делятся на три основные категории — стандартные, где работают всего 5 человек с директором, «острова» в торговых центрах и «дворцы связи», самые престижные с опытными сотрудниками. Здесь продаются дорогие телефоны и последние новинки.
Если вы продадите Vertu за 1 миллион рублей, то получите комиссию в 200 тысяч.
«Если вы продадите Vertu за 1 миллион рублей, то получите комиссию в 200 тысяч, по-моему, неплохо», — мотивирует кандидатов Владимир.
Средняя зарплата в Московских магазинах сети — 45 тысяч рублей, но при этом гарантированы лишь 10 тысяч 400 рублей. Остальное — комиссия. Как и в других торговых сетях, ее размер определяется спросом на товар. Выгоднее всего для продавца — предлагать дополнительные услуги и аксессуары.
Обучение длится всего 9 дней: пять дней в учебном центре и четыре дня в салоне под присмотром наставника. Каждый день стажировки — это 450 рублей стипендии. После экзамена, сотрудник становится продавцом «стандартного» магазина.
«Тут перед вами развертывается карта развития, — Владимир постепенно вводит в подробности мотивирующей на обучение и работу игры. — 'Евросеть' — место, где карьеру можно сделать быстро. Вас будут оценивать по вашим результатам. При повышении квалификации вы переходите на другой уровень — становитесь 'экспертом', гуру, который знает все о технике продаж и товарах сети, после этого уже будет оцениваться ваш управленческий потенциал. Вы можете стать директором».
Вы можете стать директором.
На экране презентации появилась компьютерная игра Bestseller (от англ. «то, что лучше продается», что здесь попытались обыграть как «лучшего продавца»), оформленная в тематике супергероев. Соискатели явно оживились.
«У каждого будет личный кабинет с оцифровкой ваших показателей — зарплаты, статистика продаж смартфонов и планшетов, прохождение обучения. За все вы будете получать пойнты. Вы также можете вызвать любого продавца сети на дуэль — кто лучше продает, и если победите, получите дополнительные баллы, рассказывает Владимир. — Цикл игры — шесть месяцев. В первом двухмесячном этапе участвуют 12 тысяч человек, во втором — уже 2 тысячи, в финал выходят 240 продавцов. В честь лучшего по итогам полугодия устроят праздник, а глава компании Александр Малис вручит ему чек на 500 тысяч рублей».
Остальные, по словам тренера, могут тратить очки на повышение своей квалификации и переход на торговую точку более высокого класса.
Как и в «Связном», в «Евросети» для отбора самых активных соискателей используют бизнес-игру.
Как и в «Связном», в «Евросети» для отбора самых активных соискателей используют бизнес-игру.
Нас разбили на команды по пять-шесть человек и сказали, что мы потерпели кораблекрушение, и должны выбрать, что из вещей, оставшихся после катастрофы нам может понадобиться. В списке было все: от коробок с шоколадными конфетами и кусков пластика до солдатских пайков, бренди и спичек. И совсем ничего, что напоминало бы о продажах и электронике.
О результатах собеседования пообещали сообщить на следующий день между 6 и 7 вечера. «Даже если вы нам не подходите, мы перезвоним», — приветливо улыбнувшись, пообещал Владимир. Я звонка не дождалась и сама позвонила в службу трудоустройства «Евросети». Там удивились, извинились, но так и не смогли сказать, каков результат. Видимо, молчаливая служба безопасности все-таки сработала, и меня «раскусили».