НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Запуск российского коллайдера всё ближе

25 сентября 2015
Ускоритель тяжелых ионов НИКА в подмосковной Дубне планируется запустить в 2017 году. Его главная особенность – в том, что российский коллайдер будет работать в области энергий, недоступной ни одному ускорителю в мире. Сегодня стало известно, что в Новосибирске завершились работы над системой охлаждения коллайдера. В Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера отмечают, что до конца года завершат настройку и тестирование системы, после чего отправят её в Дубну.

Масштабы российского коллайдера впечатляют. Так, длина его основного кольца составит 336 метров. Впрочем, в сравнении с Большим адронным коллайдером российская установка кажется довольно компактной – длина основного кольца швейцарского ускорителя составляет 26 659 м.

Однако область, в которой будет российский коллайдер, должна обеспечить ученым наблюдение за «пограничным» состоянием, когда ядра и высвободившиеся из ядер атомов частицы существуют одновременно. Для фундаментальной физики данная область исследований представляет большой интерес и считается одной из наиболее перспективных.

Система охлаждения, разработанная в Новосибирске, охлаждает ионные пучки с помощью электронов, запускаемых из особой пушки в ускоритель. Встраиваясь в поток ионов, электроны начинают двигаться по ускорительному кольцу и охлаждают ионы за счет столкновений с ними.

Масса кулера для коллайдера составляет 15 тонн, длина – 6 м, ширина – 4 м. Энергия электронов, которые производит установка, достигает 60 тыс. ЭВ, ток — до 3 А. На её создание у специалистов Института ядерной физики имени Г.И. Будкера ушло около трех лет; общая стоимость проекта – порядка 3 млн. евро.

Система обеспечит значительное повышение качества ионного пучка в коллайдере и даст возможность проводить эксперименты на принципиально новом уровне. Дело в том, что эффективность столкновения частиц в установки зависит от плотности ионного пучка. Так, неохлажденный специальным образом пучок занимает все поперечное пространство кольца ускорителя; после охлаждения же он уплотняется, а значит, у ученых появляется возможность добавления в коллайдер частиц. В результате вероятность их столкновения повышается, а значит, растет и эффективность установки.