НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Исследование. Какие ОС популярны в России, и кто ими пользуется

29 сентября 2015
«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек», — пел Петр Лещенко. А вот операционных систем не так много. Компания DCA (Data-Centric Alliance) провела исследование, на основе которого можно судить о популярности ОС на территории России. Некоторые выводы оказались крайне неожиданными.

Исследование проводилось на основании файлов cookie, присвоенных профилю браузера и хранящихся в локальном кэше браузера. Каждому интернет-пользователю (не человеку, а именно интернет-пользователю), как правило, соответствует только одна операционная система, утверждают эксперты. Для данного исследования были созданы выборки по 5 млн пользователей каждого из следующих семейств операционных систем:

  • Windows
  • Linux
  • Mac OS X
  • Android
  • iOS
  • Прочие (без разбора): Windows Phone / Mobile - PalmOS, Maemo, Symbian OS, Series 40, Sony Ericsson, MeeGo, BlackBerry OS.

На основе индекса соответствия (affinity index), который в данном случае характеризует, насколько слоям населения в целом более или менее характерно использование каждой из ОС по сравнению с общей массой людей, стало возможным судить о популярности ОС в регионах РФ.

Здесь важно отметить, что речь идет не о распространенности ОС, а о соотношении доли пользователей ОС в регионе к доле региона среди пользователей Рунета.

Иными словами, если на 25 жителей далекой деревни у нас 5 человек с iPhone (председатель, его жена, теща, сын и дочь), один человек с Android-смартфоном и одна бабушка со старенькой мобилкой от Nokia, то здесь можо судить о высокой аффинитивности iOS-девайсов. И она, кстати, будет выше, чем в соседнем городе, где на 200 тысячи жителей приходится лишь 50 тысяч "яблочников". Иными словами, доля людей, проживающих в деревне и использующих iOS выше по сравнению с остальными ОС, чем в соседнем городе, да и вообще по стране.

Итак, давайте же посмотрим, как популярность различных операционных систем распределилась по регионам. Кстати, на основе файлов cookie экспертам DCA удалось сделать выводы и в целом об аудитории ОС.

Windows

  1. Новгородская область
  2. Белгородская область
  3. Республика Мордовия
  4. Тамбовская область
  5. Орловская область

«Мужских» cookie гораздо больше, чем «женских». Что касается возраста, то чаще всего в Сети встречаются пользователи от 25 до 34 лет. Забегая вперед, отметим, что такая картина свойственна всем операционным системам вообще — в большей или меньшей степени. Для Windows эта тенденция наиболее выражена.

Посещение сайтов с научными статьями и прочей информацией, свойственной образованным людям, не в тренде среди пользователей Windows. В основном они потребляют контент «для масс».

ОС семейства Windows особенно популярны среди «одиноких людей» — они не проявляют признаков наличия семьи и преимущественно посещают нейтральные сайты. Также среди пользователей Windows велика доля пользователей с очень «короткой историей», так бывает, когда пользователи часто удаляют cookie браузера или пользуются разными аналогами «режима инкогнито» для посещения сайтов знакомств и прочее.

Windows в наибольшей степени популярен у менеджеров.

Linux

  1. Псковская область
  2. Ленинградская область
  3. Архангельская область
  4. Мурманская область
  5. Республика Карелия

Использование данной операционной системы более свойственно мужчинам, как более продвинутыми пользователям ПК.

Примечательно, что по возрастным категориям преимущество на стороне молодых людей в возрасте до 24 лет, а также на стороне пользователей ПК старше 55.

В нашей стране подрастает молодое поколение линуксоидов, и скоро рынок труда наполнится такими специалистами.

Пожилые пользователи в плюсе, видимо, потому что привыкли пользоваться консольным интерфейсом, ведь окна Windows были не всегда. По всей видимости среди них большое число опытных специалистов. В эту категорию могут попадать не только кандидаты и доктора наук, но и те, кто интересуется весьма специфичной информацией, не всегда понятной большинству людей без соответствующего образования или специализации. Люди без ученых степеней предпочитают другие ОС.

IT-специалисты и маркетологи особенно любят Linux. То же можно сказать и о финансистах, юристах и бухгалтерах. Скорее всего большинство таких пользователей используют данные ОС для выхода в интернет со своих корпоративных ПК в небольших фирмах по всей территории РФ. Менеджеры чаще предпочитают платные ОС

Mac OS X

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ
  2. Московская область
  3. Москва
  4. Ханты-Мансийский автономный округ
  5. Санкт-Петербург

Аудитория данной ОС — нечто среднее между пользователями Windows и Linux — больше образованных людей, чем у первой, но не так много, как у второй, высока доля «одиноких», но не так, как у пользователей продукции Microsoft и так далее.

Значимое отличие от предыдущих паттернов мы наблюдаем только в сфере профессиональных интересов — ярко выраженная популярность этой ОС отмечена у людей, работающих в сфере IT и маркетинга, остальные отрасли в глубоком «минусе».

В большинстве своем это профессионалы, для которых компьютер с высокой производительностью — основной и главный инструмент для работы. Это профессионалы, которые тратят сравнительно большие деньги на технику и софт.

Android

  1. Хабаровский край
  2. Приморский край
  3. Краснодарский край
  4. Самарская область
  5. Омская область

Посещение сайтов с устройств, работающих на ОС Android, более свойственно женщинам, чем мужчинам (судя по статистике DCA, это верно и вообще для мобильных платформ) — даже их абсолютные доли почти сравнялись, чего мы не наблюдали при анализе десктопных ОС. Более 2/3 таких пользователей в возрасте от 25 до 44 лет, молодежь и дети реже используют подобные устройства.

Android свойственно использоваться людям «в отношениях», чему довольно сложно найти разумное объяснение. Вот такая особенность аудитории.

Что касается уровня образования, то тут нет каких-то значительных отклонений, в целом данные устройства используют вполне образованные люди. Пользование данной ОС не свойственно лишь людям с IT-спецификой, и она очень популярна среди предполагаемых бюджетников.

iOS

  1. Республика Дагестан
  2. Республика Чечня
  3. Ленинградская область
  4. Республика Карачаево-Черкессия
  5. Республика Калмыкия
Это единственная ОС, для которой абсолютная доля женщин выше, чем доля мужчин, по сравнению с другими мобильными ОС. Распределение по возрасту равномерное.

Примечательно, что анализ сегмента «семейное положение» показывает: iOS распространен больше всего среди тех, кто находятся в браке или в отношениях, при этом одиноких пользователей меньше всего. Возможно высокая аффинитивность этой ОС семейным людям является показателем того, что 1) устройства компании Apple чаще дарят своим «половинкам» и 2) контроль и ведение общего бюджета позволяет семейным парам более рационально подходить к тратам и откладывать деньги на дорогостоящие вещи.

Уровень образования в среднем у пользователей iOS чуть ниже, чем у пользователей Android, но эта разница незначительна. Что касается профессиональных интересов, то как ни странно менеджерам не свойственно использовать эту ОС. По всей видимости это связано с тем, что высокие должности чаще занимают как раз мужчины, а их доля меньше среди всех пользователей iOS.

Прочие ОС

  1. Республика Калмыкия
  2. Республика Северная Осетия (Алания)
  3. Московская область
  4. Москва
  5. Санкт-Петербург
Сложно сказать что-то конкретное об аудитории этой группы операционных систем. Она настолько же разнообразна, как и сами устройства.

Мужчинам менее свойственно выбирать устройства на подобных платформах, чем женщинам, но их абсолютная доля все равно больше. Ни по возрасту, ни по семейному положению эта группа пользователей не выделяется, уровень образования ее представителей в среднем чуть ниже, чем у пользователей других ОС. Четких трендов в аффинитивности по профессиональным интересам также нет.