Сноуден рассказал, что Управление правительственной связи Великобритании и Агентство национальной безопасности не заинтересованы в массовом мониторинге смартфонов рядовых граждан. Однако оба агентства вложили немало времени и средств в разработку универсальной технологии для взлома любого телефона.
Сноуден подчеркнул:
Они хотят не вас, а ваш телефон.
Для слежения за абонентами специалисты GCHQ используют так называемый «комплект смурфов». Так, «Мечтательный смурф» (Dreamy Smurf) — это средство удаленного управления питанием смартфона, позволяющее включать и выключать устройство без ведома пользователя. «Любопытный Смурф» управляет микрофоном: даже если гаджет лежит в кармане, сотрудники спецслужб по звукам окружающей обстановки могут многое узнать о вас. Механизм геолокации называется «Смурф-следопыт» (Tracker Smurf) и позволяет установить ваше местоположение с высокой точностью (большей, чем традиционная триангуляция по вышкам мобильной связи). А «Параноидальный смурф» (Paranoid Smurf) — метод перехвата, который не даст специалисту сервисного центра установить, что с вашим смартфоном что-то не так.
«Комплект смурфов» позволяет также получить детальную информацию о звонках, SMS, просмотренных сайтах, контактах из телефонной книги и беспроводных сетях, к которым вы подключались.
Экс-сотрудник спецслужб отметил, что похожая программа есть и у АНБ. В ее разработку Агентство национальной безопасности США вложило миллиард долларов; цель создания комплекса – борьба с террористами, которые смартфонами пользуются достаточно часто, а также выявление преступлений на почве педофилии и пр. Однако для установления слежки необходимо собрать значительные объемы информации. Впрочем, о том, что кто-то взломал ваш смартфон, вы всё равно не узнаете.
В британском правительстве заявляют, что вопросы, связанные с деятельностью разведывательных служб, не комментируют:
Вся деятельность GCHQ проходит в рамках строгого правового режима и принципов, гарантирующих, что наша деятельность санкционирована, необходима и пропорциональна, и за ней также ведется серьезный надзор, в том числе и на министерском уровне, а также со стороны уполномоченных по вопросам перехвата и разведслужб и со стороны парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности. Все наши рабочие процессы полностью поддерживают эту позицию.