НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Регулирование мессенджеров в России: нет анонимности и спаму

15 октября 2015
Мессенджеры становятся все более популярными и постепенно уничтожают SMS и лишают операторов миллиардов рублей. Большая аудитория вносит свои коррективы и заставляет власти присмотреться к этому рынку. Но теперь от простого наблюдения они переходят к реальным действиям — в Совете Федерации решили, что пора положить конец анонимности пользователей в мессенджерах и зачистить территорию от спама.

Разработчиков интернет-мессенджеров могут обязать идентифицировать пользователей, а также обеспечить блокировку аккаунтов спамеров. Решение о разработке соответствующих законопроектов принято на заседании рабочей группы по проблеме спама, в которой участвуют представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Роскомнадзора, ФАС и ведущих операторов связи.

Популярность сервисов мгновенного обмена сообщениями активно увеличивается, причем как в частной среде, так и корпоративной. Все участники рабочей группы подтверждают, что с ростом популярности этих программ растет в них и количество спама. Они предложили ввести правовое регулирование отдельных аспектов деятельности мессенджеров — обязать владельцев мессенджеров идентифицировать своих пользователей, а также создавать бесплатный для пользователей сервис для отписки от получения нежелательных сообщений.

Идентификация пользователей большинством мессенджеров уже проводится по номеру телефона. Сейчас в Совете Федерации обсуждается вопрос о том, чтобы сделать такой способ обязательным для мессенджеров на территории России.

Рабочая группа встретилась и для обсуждения эффективности работы закона «О связи» после внесения в него изменений в октябре 2014 года (рассылка SMS-рекламы без согласия абонента признана незаконной). Представители Минкомсвязи, ФАС и Роскомнадзора рассказали о существенном снижении числа жалоб на SMS-спам. Сотрудники ФАС по Московской области фиксируют пятикратное снижение количества жалоб, а по данным Роскомнадзора и Минкомсвязи произошло практически полное исчезновение соответствующих обращений. Теперь настало время взяться за мессенджеры.

«Потребность регулирования мессенджеров есть, так как данный канал коммуникаций очень активно развивается, и объемы сообщений, проходящих через такого рода сервисы, увеличивается. Важно, чтобы этот канал связи не нарушал неприкосновенность частной жизни граждан», — рассказывает руководитель рабочей группы, сенатор Людмила Бокова.

Представитель московского офиса мессенджера Viber Елена Грачева, сообщила, что в этом сервисе ввели систему борьбы со спамом. Если человек получает сообщение от пользователя, которого нет в его контактах, то это сообщение не будет отображаться, хотя пользователь сможет прочитать его, если захочет. Она также заверила, что Viber внимательно следит за правовым полем работы в России: «Мы, конечно, будем стараться соответствовать законодательству России, насколько это возможно».

А вот создатель мессенджера 4Talk Сергей Кравцов считает, что отрегулировать данное направление не получится: «В большинстве случаев мессенджеры не имеют российскую юрисдикцию, и я не понимаю, как можно заставить западную компанию подчиняться российским законам. Способов давления на них не существует. В США их никак не регулируют законодательно, там работает конкуренция. Если в мессенджере будет много спама, то пользователи перейдут на другой».

Напомним, согласно официальной позиции ФАС, спам в мессенджерах нарушает существующие российские законы. Однако, как ранее выяснил Hi-Tech.Mail.Ru, местные законы для зарубежных сервисов не действуют. Во всяком случае, ФАС на жалобу о спаме в WhatsApp ответил, что использовать эту службу можно на свой страх и риск, закон тут не помощник. Теперь положение дел может существенно измениться, если властям удастся найти инструменты влияния на зарубежные сервисы.