НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Гаджеты в самолете станут платными? Разбираемся в проблеме

25 июля 2017
Минтранс вышел с предложением ввести норму на бесплатно провозимую в самолете ручную кладь — ограничиться пятью килограммами. Многие СМИ тут же подхватили и растиражировали новость о том, что по новым правилам, чтобы взять на борт самолета смартфон, фотоаппарат или ноутбук, придется заплатить дополнительно. Мы разобрались, откуда такие выводы и как всё на самом деле.
1

Что произошло?

Минтранс предложил внести в Федеральные авиационные правила (ФАП) изменения, которые могут вступить в силу уже в ноябре этого года. Если раньше был «неприкосновенный» список, куда входили, например, папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания для чтения в полете, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер и мобильный телефон, то теперь, если ручная кладь весит больше 5 кг, а эти предметы в нее не вложены, их провоз придется оплачивать дополнительно.

Теперь вес ручной клади не может по правилам авиакомпании быть более чем пять килограммов на одного пассажира (количество предметов не регламентируется), а сверх того можно везти только дамскую сумочку или портфель, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли и складное кресло-коляску.

2

А как на самом деле?

Некоторые СМИ уже сделали из этого вывод, что за перевозку гаджетов нужно будет платить отдельно. Однако это не так: доплата потребуется только в том случае, если ваша ручная кладь будет больше установленной нормы.

5 кг — это минимальное допустимое значение, а на самом деле может быть и 7, и 10 кг. Здесь можно провести аналогию с зарегистрированным багажом, то есть тем, который пассажир сдает. Минимальное значение для него — 10 кг, но у большинства авиакомпаний это 23 или хотя бы 20 кг.

Рынок сам отрегулирует условия, и если кто-то сделает норму существенно меньше, чем у конкурентов (например, эти самые 5 кг, в то время как у других 10 кг), то просто подарит им пассажиров. Или же, наоборот, сможет установить очень низкие цены, ради которых стоило бы взять с собой поменьше вещей.

В США и ЕС вообще нет такого понятия, как бесплатный багаж. По идее, авиакомпании могли бы попросить с пассажира деньги за все. Но вместо этого Ryanair разрешает 2 сумки в салон, Wizz Air смягчает политику в части ручной клади, у easyJet есть строгие размеры сумки, но никак не лимитирован вес – можно взять с собой хоть свинцовый куб.
Янис Дзениспредставитель Aviasales

«Поэтому я бы не переживал — рынок сам прекрасно справляется с регулированием. Единственный совет — внимательно читайте условия своего тарифа. На Aviasales уже появился багажный фильтр, с ним легко найти билет с огромной сумкой или вообще без всего», — продолжает Дзенис.

3

Зачем это все нужно?

Заменить список из «неприкосновенных» предметов, которые можно провозить сверх нормы в ручной клади на 5 кг у Минтранса попросила еще в прошлом году авиакомпания «Победа», уставшая спорить с каждым вторым пассажиром на тему того, чем отличается рюкзачок со стразами от дамской сумочки.

«Уши растут» тоже из старых правил, согласно которым каждый пассажир имеет право провоза не менее 10 кг багажа. «Победа» считает, что 10 кг надо везти строго в багажном отсеке, S7 и «ЮТэйр» — что строго в салоне, то есть в ручной клади.

На самом деле закон никак не регламентирует, где можно везти бесплатные 10 кг, поэтому сторонники обеих трактовок уже неоднократно проигрывали суды, подавая апелляции снова и снова, так что решения еще не успели вступить в силу.

Для того, чтобы покончить с этой путаницей, Госдума 20 июля в окончательном чтении приняла закон, отменяющий норму в 10 кг багажа на самых дешевых, невозвратных тарифах. Но забыла про то, что с пустыми руками никто не путешествует даже из Петербурга в Москву, поэтому про ручную кладь в законе ничего не упоминается.

Это недоразумение и исправил оперативно Минтранс, введя норму в 5 кг ручной клади для всех.

4

Кто пострадает от новых правил?

Что мешает положить телефон в дамскую сумочку, карман или мужской портфель?
комментирует пресс-служба авиакомпании «Победа»

Действительно, для большинства пассажиров нет разницы, ведь никто не носил, скажем, ноутбук просто в руках: он все равно кладется в сумку, как и другие гаджеты, а современные телефоны — это не кирпичи с ручкой для переноски, как в девяностых (когда писались правила).

Пострадают лишь профессиональные видеооператоры и фотографы, возящие с собой зеркалку, вспышку и кучу объективов: впрочем, все дополнительные аксессуары к камерам не входят в бесплатную норму и сейчас.

5

А что у «них»?

За рубежом нет каких-то специальных списков гаджетов, которые можно провозить в ручной клади сверх лимита: только медицинские принадлежности. Также в большинстве авиакомпаний мира нельзя провозить в багаже литий-ионные аккумуляторы большой емкости (например, от электросамокатов и т.п.), а в Китае — любые литий-ионные аккумуляторы.

Запрещен провоз ноутбуков в ручной клади на рейсах в США из ряда стран Ближнего Востока. Air France и KLM запрещают пользоваться на борту Bluetooth-наушниками.

Сокращение количества изъятий из ФАП (то есть перечень предметов, которые можно провозить за пределами ограничений в 5 кг), включает портфели, дамские сумочки и портпледы. Как показывает практика, эти аксессуары позволяют безболезненно положить туда те предметы, которые из перечня изъятий исчезли.
Олег Пантелеевисполнительный директор агентства «АвиаПорт»

«Мне незнакомы актуальные модели телефонов, которые не помещаются в портфели или портпледы. Аналогично, ноутбуки и планшеты вполне можно помещать внутрь портфелей. Принципиально важно, что вне ограничений по массе ручной клади идут предметы, которые необходимы по медицинским показаниям — ФАПы остаются человечными», — считает Пантелеев.