Исследовательская группа под руководством Дэвида Майя из Амстердамского университета хотела изучить роль алкоголя в контексте религиозных ритуалов. Для того, чтобы определить, играет ли алкоголь роль в религиозной восприимчивости, исследователи прибегли к использованию устройства под названием «шлем Бога».
Первоначально разработанный для изучения влияния слабой электромагнитной транскраниальной стимуляции мозга на паранормальные переживания в исследовании 2000 года, шлем впоследствии оказался полезным инструментом для стимулирования эффекта плацебо. Подробнее о «настоящем» шлеме Бога можете прочитать тут.
В течение трех дней на фестивале в Лоулендс 193 участника примеряли на себя данный шлем. Им сказали, что шлем будет электрически стимулировать их мозг, чтобы вызвать духовный опыт особого рода. Им также сказали, что они подключены к оборудованию для наблюдения за самочувствием, в частности, ЭКГ. Глаза у участников были завязаны, в наушниках транслировался белый шум.
На самом же деле ни один из аппаратов не функционировал, а исследователи просто создали у участников такую видимость «за счет проводов и мигающих лампочек».
Большинство участников сообщили о «экстраординарном» опыте. 78,5% участников сообщили о необычных телесных ощущениях, «сильные» необычные телесные ощущения испытали 30,1%. Некоторые участники сообщали о галлюцинациях, а также искажениях времени и пространства, а также что они «воспарили» над креслом и слышали голоса.
«У меня было ощущение, что шлем контролирует меня. Моя голова начала поворачиваться, а глаза вращаться», — сообщил один из участников. «Сильная гравитация или магнитная сила оттягивали мою голову назад. Мне хотелось отодвинуть голову, но это было просто невозможно», — говорит другой. «Я воспарил над стулом и 'поплыл'. Стол начал сильно трястись, и я почувствовал присутствие темной фигуры рядом со мной. Она что-то шептала мне на ухо, но я не мог понять, что именно», — рассказывает третий.
Таким образом ученые доказали, что «мистические» и «духовные» переживания легко создаются с помощью эффекта плацебо. Исследование можно прочитать полностью в журнале «Религия, мозг и поведение».