«Хаббл» и многие другие орбитальные телескопы имеют достаточно скромные размеры по меркам наземных обсерваторий, однако они могут получать намного более четкие изображения далеких планет, галактик и звезд.
Причина этого очень проста — даже самый чистый и разреженный воздух гор, где построены крупнейшие оптические телескопы мира, содержит в себе массу пыли, микробов и других частиц, рассеивающих свет.
Долгое время ученые считали, что эти помехи невозможно уничтожить, из-за чего постройка больших телескопов с зеркалом, диаметр которых составляет несколько десятков метров, считалась абсолютно пустой тратой денег.
На рубеже веков физики обнаружили, что эту проблему можно решить, наблюдая не за настоящими, а фиктивными звездами на ночном небе, которые «рисуются» на нем при помощи лучей лазера с четко заданной длиной волны и другими свойствами.
Такие лазеры, как объясняет научная команда телескопа VLT, взаимодействуют с определенными атомами в верхних слоях атмосферы Земли и заставляют их светиться что делает их похожими на звезды. Наблюдая за ними при помощи тех же телескопов, можно записать «чистый шум», порождаемый атмосферой, и удалить его из данных реальных наблюдений.
Первые приборы такого рода начали использоваться на практике значительно позже, в середине прошлого десятилетия. Только два года назад VLT получил подобную лазерную «пушку», и сейчас ученые завершили ее полноценную настройку и корректировку на последнем из четырех модулей телескопа.
Ее работу астрономы проверили, получив новые сверхчеткие фотографии Нептуна — планеты, удаленной от нас на 4,3 миллиарда километров. Ее облик оставался загадкой для ученых до того, как с ней сблизился зонд «Вояджер-2» в 1989 году, и до запуска «Хаббла» в 1992 году, которому удалось открыть почти невидимые кольца Нептуна.
Эти фотографии, как признают исследователи, вряд ли раскроют какие-то новые тайны восьмой планеты Солнечной системы. С другой стороны, они говорят о том, что лазерные «звезды» справляются с возложенной на них задачей, и что теперь VLT можно использовать для детальных наблюдений за химическим составом и другими свойствами ближайших к нам экзопланет.
Читайте также: