НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Фиаско за миллиарды: эпические провалы ИТ-компаний

21 октября 2018
Как бы ни была опытна компания, иногда она ошибается, и чем больше корпорация, тем дороже ошибка. Знакомимся с участниками Высшей лиги «неудачников»: компаниями, для которых оптимизм явно перевесил осторожность, а эйфория — страх. Их убытки составили миллиарды долларов, а они долгое время даже не замечали, что проект безнадежен.
1

Убить Windows Phone — $7,6 млрд

Microsoft решила в очередной раз переделать свою мобильную ОС, чтобы вернуть рынок мобильных устройств, который у нее отняли Android и iOS, выпустив в начале 2010 года WindowsPhone 7. Через 4 года и вовсе был куплен бизнес Nokia за $7,2 млрд, смартфоны которой стали аппаратной основой для последующих релизов Windows Phone. В итоге Microsoft потратила еще $1,8 млрд для того, чтобы продать телефонов на 1,4 млрд. Всего компании пришлось списать $7,6 млрд в убытки. В октябре 2017 года корпорация решила прекратить попытки конкурировать с дуополией операционных систем iOS от Apple и Android от Google: было объявлено о закрытии проекта.

Среди причин неудачи — архитектурные ошибки и ограничения для разработчиков приложений, которые повлекли скудность набора приложений для WindowsPhone. Многие популярные программы выходили с опозданием и урезанной функциональностью (например, Instagram), а некоторые разработчики и вовсе намеренно бойкотировали ОС компании Microsoft, — например, Google со своими продуктами Youtube, Gmail и Карты.

Однако смерть Windows Phone не стала поражением Microsoft в конкурентной борьбе. Генеральный директор Сатья Наделла привел компанию к новой долгосрочной стратегии. Решение Microsoft предложить свои услуги и программное обеспечение на iOS и Android оказалось гораздо удачнее, чем попытка создать собственную мобильную экосистему. Существенные доходы Microsoft также приносит продажа облачных сервисов, которые доступны пользователям различных ОС, что увеличивает круг их потенциальных покупателей.

2

Розовые очки Google — $13 млрд

Нескончаемый поток рекламных доходов позволил Google тратить порой почти миллиард долларов в квартал на исследовательские проекты, которые иногда больше похожи на развлечения. Инвесторы и акционеры материнской Alphabet могут лишь наблюдать за ростом «других ставок» («Other Bets») — именно этот смягчающий термин использует корпорация в своих финансовых отчетах применительно к расходам на Х-лабораторию и другие бизнес-подразделения, не входящие в Google. Мы не можем оценить, сколько было потрачено на каждый проект по-отдельности, но совокупные списания на «Другие ставки» в прорывные проекты Moonshot factory уже превысили $13 млрд с 2013 по 2017 год.

Пожалуй, самым ярким проектом стали футуристичного вида очки Google Glass. Маркетинг соответствовал амбициям проекта: намерения продать 20 млн экземпляров к 2018 году, красивая презентация с парашютистами, партнерство с модельером Дианой фон Фюрстенберг и публикация в американском Vogue. Но все это лишь углубило разочарование, когда очки были выпущены в 2013 году. Провальным было все, начиная от внешнего вида, который сделал их немногочисленных обладателей объектами насмешек — даже лексикон Кремниевой долины пополнился оскорбительным термином «glasshole». Техническая сторона также была не на высоте: среди проблем пользователями отмечались перегрев устройства, скудная функциональность и общая «бесполезность». Немаловажным фактором «успеха» стала и цена изделия: $1500 за продукт, который в самом Google позже признали «исследовательским экспериментом», отважились выложить лишь немногие смельчаки. Все это привело к тому, что не было продано и 1,5% от запланированных объемов. Проект был закрыт в 2015 году.

Схожие проблемы испытала и Snapchat, выпустившая на рынок в 2016 году свой бюджетный вариант Google Glass — очки Spectacles за $130. Даже такая цена не смогла послужить обоснованием для приобретения продукта потребителями. Проблема в том, что ИТ-компании пока не могут придумать, зачем «умные очки» нужны пользователям. Возможно, Facebook удалось что-то придумать — 18 августа принадлежащая Facebook Oculus запатентовала свой прототип очков. А пока хоть какое-то применение изделиям Google нашли лишь немногочисленные корпоративные клиенты, который могут позволить себе потратить $1,8 тысячи (цена корпоративной версии) за функции видеорегистратора для своих сотрудников.

Про другие проекты Google известно гораздо меньше, но концепты, как и сами проекты, не могут не поразить воображение (недаром лабораторию Google X возглавляет писатель-фантаст Астро Теллер) роботизированные вертикальные фермы, гигантские грузовые дирижабли, интернет-стратостаты Loon, дроны-курьеры, автомобили-роботы, производство топлива из морской воды, лифт в космос, реактивный ранец. Есть и ряд более приземленных, но от этого не более удачных проектов: широкополосный интернет Google Fiber, гигантские телевизионные экраны Tableau, смарт-термостаты Nest и Wi-Fi киоски Sidewalk. Теллер признается, что проектов могло бы быть и больше, если бы из них по меньшей мере 100 в год не закрывалось по причине того, что в процессе разработки становилось ясно: изобретение бесполезно.

3

Черные годы Blackberry: $75 млрд

Еще десяток лет назад Blackberry, которая тогда называлась Research in Motion, была не просто одним из самых заметных и быстрорастущих производителей мобильных телефонов, но и стала культурным феноменом, породив мем «CrackBerry» (пользователи «подсаживались» на коммуникации и электронную почту, как курильщик на никотин). Все изменилось: через 9 лет после восхождения на пик с в 2009 году компания потеряла $75 млрд капитализации. Стоимость компании снизилась в 15 раз с $80 млрд до «скромных» $5,5 млрд к настоящему времени.

Вместе с капитализацией значительно упала и доля, занимаемая компанией на рынке смартфонов: с 20% она упала до 0,05% к концу 2016 года. По отчету Gartner, из 431 млн смартфонов, проданных в 4 квартале 2016, только 207 900 носили некогда гордое имя Blackberry.

Ошибки BlackBerry начались, как и у Microsoft, с того, что обе компании долго старались «не замечать» iPhone с его подходом к работе на смартфоне: большие иконки, удобный интерфейс, работа без стилуса. BlackBerry построила свой бизнес на корпоративных контрактах, физических клавиатурах и электронной почте, а не потоковом мультимедиа-контенте, удобных для пользователя наборах функций и большом ЖК-дисплее. А пользователь предпочел именно такие. В 2011 году BlackBerry выпускала все еще популярные модели, такие как Pearl, Curve и исполнительный любимый Bold. В то же время Apple и Samsung уже выпустили двухъядерные смартфоны с большими дисплеями, высоким разрешением и широким набором приложений.

Неудачной оказалась как ставка на собственную ОС, так и попытка сохранить физическую клавиатуру. Проблема заключалась в том, что подавляющее большинство новых пользователей смартфонов никогда не владели устройством BlackBerry и не привыкли к физической клавиатуре. Ставка маркетологов на руководителей корпораций и политиков также потерпела крах: к тому моменту как компании разрешили своим сотрудникам приносить на работу личные устройства, они принесли уже завоевавшие их сердца iPhone или Android. «Неповоротливость» руководства компании в лице основателей Майка Лазаридиса и Джеймса Балсилли в отношении выбранной ими стратегии и неспособность к быстрому принятию решений в меняющихся рыночных реалиях привели к их отставке под давлением инвесторов в 2013 году. Тяжелые решения к отступлению пришлось принимать уже последующему руководству.

В борьбе за сохранение хоть каких-то позиций на рынке Blackberry пробовала использовать операционную систему Google Android в смартфонах. В 2016 компания прекратила производство устройств, сосредоточившись на программном обеспечении.

Несвоевременное отступление привело к тяжелым последствиям: BlackBerry Mobile сегодня — это подразделение китайского производителя бытовой электроники TCL, которое изготавливает смартфоны BlackBerry. А BlackBerry Ltd., оригинальная канадская компания, переключилась на корпоративное программное обеспечение и услуги в области безопасности. Цель BlackBerry Mobile — сохранение хотя бы небольшого присутствия на рынке мобильных устройств, а самые амбициозные планы нацелены на 3% рынка.

Можно было бы морализировать о важности правильных решений. Но не все умеют предвидеть будущее, поэтому отметим главное: все три компании не постеснялись признать поражение и искать новые пути развития.

Это тоже интересно:

Hi-Tech Mail