НовостиОбзорыВсе о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

От «Зенита» до заката. Какие советские бренды имеют надежду на новую жизнь?

13 июля 2019
В России возобновилось производство фотоаппаратов под легендарной маркой «Зенит». Кто ещё возрождает советские бренды?

Фото с «Лейкой»

Первая партия обновлённого «Зенита», выпущенного в количестве 500 штук, разошлась по предварительным заказам. Стоит камера несколько сотен тысяч рублей. Но мастеров фотографии это не остановило. «Любительский фотоаппарат даже пытаться делать не стоило, — одобряет выбор создателей “Зенита” директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. — Большинство сейчас снимают на смартфоны. И шансы на развитие есть только в области профессиональной фототехники».

Выпускается «Зенит», как раньше, в подмосковном Красногорске. Но у его новой цифровой модели два родителя — российский холдинг «Швабе» и германская компания «Лейка». Немцы разработали корпус камеры и поставляют детали для сборки. А российская часть фотоаппарата — высокотехнологичная оптика, в которой мы не уступили лидерства с советских времён. У объектива, которым оснащён новый «Зенит», нет аналогов в мире.

Часы «сувенирные»

Если не считать автомобили «Лада», которых в 2018 г. было продано 360 тыс. штук, тиражи большинства технических товаров под советскими брендами сегодня невелики. Главная причина — отставание технологий, недостаток у заводов денег на новые разработки и поддержание интереса к более-менее конкурентоспособным изделиям. В итоге слабости когда-то популярных марок перевешивают их достоинства.

Пример — часы. Самый шумный проект последних лет — возрождение завода в Петергофе, основанного ещё Петром I. В 2009 г. это обанкротившееся предприятие вместе с брендами «Ракета» и «Победа» приобрели два иностранца с русскими корнями — Жак фон Полье и Дэвид Хендерсон-Стюарт. Новую «Ракету» запускала интернациональная команда: производство налаживали инженеры из Швейцарии, к созданию дизайна были привлечены космонавт Сергей Крикалёв, режиссёр Эмир Кустурица и прочие знаменитости. Главный технический козырь петергофских часов — собственный механизм, чем могут похвастать немногие бренды. Но корпус, увы, китайский, а сайт интернет-магазина завода почему-то открывается со страницы на английском языке.

«По большому счёту “Ракета” — сувенир для иностранных туристов, которые хотят привезти из России не шапку-ушанку, а что-нибудь оригинальное, — поясняет эту странность генеральный директор Ассоциации участников часового рынка Вячеслав Медведев. — За рубежом сейчас сильна мода на российское и советское. Но, чтобы всерьёз экспортировать часы из России, этого мало. Широкому покупателю за рубежом наши марки неизвестны».

Не впечатляют и успехи на родине. По оценке Медведева, на долю марок с ностальгическими именами приходится не больше 5−6% от общего количества часов, продаваемых в России. Кроме петергофских брендов в магазинах можно найти «Командирские», «Чайку», «Славу». При этом, несмотря на современный внешний вид, по техническим характеристикам даже лучшие модели остались на уровне 1970-х гг. Знаменитая серия водонепроницаемых часов «Амфибия», идущих на глубине до 200 метров, была создана на базе «Командирских» ещё в 1967 г.

Смотрите также: «Назад в СССР: техника, о которой мы забыли»:

Электроимпульс для мотоциклов

То что тему ретро невозможно эксплуатировать до бесконечности, поняли на Ирбитском заводе, выпускающем мотоциклы с коляской. В прошлом году здесь прекратили производить «Урал М70», напоминающий машину 1950−1960-х гг. Советская модель на ура продавалась за рубежом. Её купили актёры Брэд Питт и Юэн Макгрегор. Но, когда зарубежные фанаты удовлетворили аппетит, интерес к ней упал. Тем более что и современные модели «Урала» по большому счёту ретро.

Завод в Ирбите производит сейчас лишь 1,2 тыс. мотоциклов в год, и при этом он самый крупный в России. Более 90% машин идут на экспорт — в первую очередь в США. Поэтому неслучайно, что с одной из американских компаний уральцы разработали электроверсию своего мотоцикла, выпуск которого планируется начать в ближайшие 2 года. И поскольку этот модернизированный «Урал» на 70% состоит из импортных комплектующих, то финальный этап его сборки будет проходить в США.

А вот электромотоциклы под маркой «Иж», производство которых сейчас налаживает концерн «Калашников», полностью будут делать в России. В 2008 г. мотоциклетное производство в Ижевске было закрыто. Но в последние годы там разработали несколько версий нового «Иж» — тяжёлую модель для президентского проекта «Кортеж» и 2 лёгкие, одна из которых поступит на службу в полицию, а другая адресована широкому кругу любителей езды с ветерком. Лёгкие электробайки от «Калашникова» развивают скорость до 100 км/ч и могут проехать без подзарядки до 150 км.

Холод в ассортименте

И «Калашников», и холдинг «Швабе», сделавший «Зенит», входят в концерн «Ростех», в котором государство сконцентрировало крупнейшие технологические и финансовые ресурсы российской промышленности. Ему же принадлежит самая продаваемая марка советской холодильной техники — «Свияга», или POZIS, как теперь называется завод, который её выпускает в татарстанском Зеленодольске. «Среди российских брендов у техники “POZIS-Свияга” самый высокий технологический уровень и ассортимент, включая медицинские холодильники для хранения крови и специальные холодильники для хранения шуб, — свидетельствует Гуськов. — Из советских брендов сохранились в продаже также “Бирюса” и “Саратов”, но они не могут похвастать успехами: их единственный плюс — низкая цена, которая привлекает людей с доходами ниже среднего».

При этом конкурировать по цене со всемирно известными холодильными марками — Indesit, Samsung, LG, Beko, Bosch — нашим производителям становится всё труднее. Иностранцы построили свои заводы в России. И, по оценке Гуськова, эти заводы производят сегодня уже 85−90% бытовых холодильников, которые продаются в стране. Популярным когда-то советским маркам принадлежат единичные проценты. И шанс выжить есть только у тех компаний, которые, как POZIS, добавят к своему старому доброму бренду что-то уникальное — такую технику, которой нет у других.

Погасшие телеэкраны

Что ждёт старые марки, у которых нет ни передовых технологий, ни господдержки, ни рекламных ресурсов, видно по рынку телевизоров. Дольше всех на нём продержался бренд «Рубин», в 2003 г. приобретённый частной компанией, которая сначала перенесла производство из Москвы в Воронеж, а потом в Калининград. Но сегодня от этой марки остались только фотографии в Интернете.

«В “Рубине” последних лет по большому счёту не было уже ничего российского. Эти телевизоры собирались из импортных деталей на основе дизайна и технических решений, разработанных за рубежом. А российский производитель лишь наклеивал свою марку на типовое изделие, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации поставщиков электронных компонентов Иван Покровский. — Такая схема работала до тех пор, пока по всей РФ действовала высокая пошлина на ввоз комплектующих для электроники, а предприятия, зарегистрированные в свободной экономической зоне Калининградской области, могли это делать бесплатно. Телевизоры, собранные здесь, получались заметно дешевле импортных. Но после вступления России в ВТО пошлина была обнулена повсеместно, и заводы потеряли своё преимущество».

Последние советские марки «Рубин» и «Рекорд» убили те же Samsung и LG, быстро создавшие собственное телепроизводство в Калужской области и Подмосковье. И сегодня главное место на полках телевизионных отделов магазинов — также у иностранных брендов, собранных в России.

Это тоже интересно:

Игра «Зенита». Как прицелы для оружия победили легендарные советские фотоаппараты