Перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57, который выпускает Комсомольский-на-Амуре авиазавод (КнААЗ) им. Ю.А. Гагарина, который выпускает данный самолет, 24 декабря разбился в тайге в 111 километрах от аэродрома Дземги. Пилоту удалось катапультироваться — он не пострадал, и его уже выписали из больницы.
По словам источников, причиной катастрофы стал отказ системы управления хвостовым оперением. Самолет самопроизвольно вошел в крутую нисходящую спираль на высоте 8 км, у летчика не получилось выровнять его.
Скрывается ли за падением гордости отечественного авиапрома какая-то серьезная проблема? Военный эксперт Владислав Мурыгин заявил, что авария была штатной ситуацией, от которой «не застрахована ни одна машина», вспоминая аналогичные происшествия с американскими F-22 и F-35. Однако до этого эксперты США высказывались на тему недофинансирования российского истребителя.
Американское издание The National Interest считает, что российское Министерство обороны не будет закупать истребитель пятого поколения Су-57 в больших количествах. Несмотря на то, что журналисты называют российский самолет «прекрасным» и «рок-звездой в мире вооружения», истребитель слишком дорог для массового производства и закупки.
Посмотрите, какие аппараты «Сухого» предшествовали Су-57:
В The National Interest не называют ни точной, ни приблизительной стоимости нового самолета. Предположительно, цена Су-57 может сравниться с американским F-35 — около $100-110 млн за один истребитель.
Авиационный эксперт Вадим Лукашевич, работавший в ОКБ Сухого в конце 80-х, отказал Су-57 в праве считаться истребителем пятого поколения. Аппарат обладает высокой маневренностью, однако он все еще не получил двигатели второго этапа («Изделие 30»), которые позволили бы ему двигаться на сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Показатели малозаметности самолета также не соответствуют уровню пятого поколения.
На отношение к Cу-57 наверняка повлияла и экономическая ситуация. Разработка самолета и его испытания велись при других обстоятельствах. Сейчас же России придется урезать военный бюджет, и Су-57 может туда попросту не вписаться. Кроме того, в 2018 году с Россией перестала сотрудничать Индия, которая планировала получить истребитель пятого поколения на базе Су-57. В результате самолет лишился части финансирования.
Осенью прошлого года глава комиссии Госдумы по правовому обеспечению российского ВПК Владимир Гутенев в своем интервью сказал, что Россия не будет закупать Су-57 для своих ВКС. При этом Гутенев отметил, что у нового самолета «прекрасный экспортный потенциал».
Это тоже интересно: