Самый опасный вид бытовых отходов — отслужившая электротехника, в которой могут содержаться ртуть, фреон, вредные порошки и другие вещества. Но она же и самая ценная благодаря цветным и черным металлам, а также электронным платам. Сейчас электролом можно свозить на полигоны вместе с бытовыми отходами, но скоро эта ситуация изменится: с 2021 года начнет действовать распоряжение правительства, которое обязывает перерабатывать полезное вторсырье. Это один из важнейших шагов «мусорной реформы», которая разворачивается в стране вместе с национальным проектом «Экология». Чтобы узнать, во что можно превратить бытовую и офисную технику после переработки, корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, отправились на завод «Экотехпром» в московском районе Некрасовка.
Некрасовка расположена между подмосковными Люберцами и Балашихой. Рядом огромная промзона с Люберецкими очистными сооружениями, известный полигон «Кучино», закрытый по поручению президента РФ Владимира Путина, и мусоросжигательный завод No 4. В окружении таких нездоровых соседей работает их полная противоположность — новое экологичное производство по переработке электролома во вторсырье. Здесь ряды холодильников, горы принтеров, компьютеров и телевизоров превращаются в огромные мешки с пластиковой крошкой, кусками металла и стекла. Это вторсырье отправится на другие заводы и станет частью новых товаров и экономики замкнутого цикла. Но переработка совсем не простое дело и предполагает множество этапов, в которых участвуют сложные устройства и высокие технологии.
Конвейеры переработки
Завод начал работать летом 2019 года, поэтому оснащен самыми современными линиями, позволяющими переработать во вторсырье 95% всевозможной техники. То, что переработать нельзя, отправляется на другие предприятия-утилизаторы. Это картриджи с порошком, ртутные лампы, батарейки, бетонные противовесы в стиральных машинках (их дробят и делают крошку), хладагенты из холодильников, отработанное масло.
На заводе по переработке электронного и электрического оборудования «Экотехпром» корпорации «Экополис» Сергей Карпухин/ТАСС.
Все технологические цепочки умещаются в одном огромном цеху завода. На первую ленту едет оргтехника. Перед тем как отправить устройства в дробилку, рабочие извлекают из них все опасные составляющие: стекло, батарейки, ртутные лампы, картриджи с порошком, так как он может вспыхнуть при резке и дроблении пластика.
После предварительной сортировки куски офисной техники отправляются на крупную дробилку, затем из потока магнитом вытягиваются черные металлы. Пластик, цветные металлы и компьютерные платы идут на дальнейшее измельчение, а затем разделяются сепараторами. Этот процесс выглядит следующим образом: пластик и резина попросту падают в карман в конце конвейерной линии, а металлы под воздействием тока выбиваются с ленты. Самым высокотехнологичным элементом системы является оптический сепаратор. В нем два ключевых элемента: камера и индукционный датчик. Камера фиксирует размер и цвет материала, а датчик в свою очередь реагирует на определенный вид металла, благодаря чему можно отдельно отобрать медь, латунь, алюминий.
Другая линия занимается холодильниками: из них выкачивается хладагент, из компрессоров сливается масло, после чего машина разбирает шкафы на утеплитель, металлолом и пластик. Все эти составляющие продаются другим заводам как сырье, а пластик отправляется на московский завод «Экопласт», где из него делают гранулы — полуфабрикат для новых изделий.
На отдельной линии разбирают телевизоры с кинескопами, которые являются ничем иным, как большими колбами из высококачественного толстого стекла, которое можно продать на стекольные заводы. Нужно только предварительно обезвредить колбы и экологично собрать люминофор (вещество, способное преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение) в герметичные емкости для последующей переработки на предприятиях, занимающихся ртутьсодержащими материалами.
Путь на завод
Электрохлам попадает на завод несколькими путями. Основной поток — это списанная оргтехника столичных предприятий и компаний, второй — бытовая техника, отданная гражданами в торговые сети по маркетинговым программам утилизации. Третий путь — уличные акции общественных организаций по сбору электротехники, такие как «ЭлектроВесна» и «ЭлектроОсень», ставшие уже традиционными в столице. Есть и четвертый — баки для сбора электролома. Этот путь самый сложный, такие точки приема получается размещать только на предприятиях, например в ОЭЗ «Технополис «Москва». Создать открытую для граждан сеть не получится, так как контейнеры взламывают «ломовики» — серые переработчики, которые занимаются простой «гаражной» разборкой электроники, при которой вынимается самое ценное — платы с цветным металлом, а остальное возвращается в мусорные баки.
Сотрудник на заводе по переработке электронного и электрического оборудования «Экотехпром» корпорации «Экополис» Сергей Карпухин/ТАСС.
Построенная к настоящему моменту первая очередь завода способна переработать в год 75 тыс. тонн электролома — большую часть образующегося в Москве объема, — но пока линии загружены меньше чем наполовину.
«Загрузить завод нам мешает неправильная привычка обращения с электроотходами. Например, у нас единственная в России линия по переработке холодильников с утилизацией всех вредных веществ — фреона, полиуретана, утеплителей и так далее. Но до сих пор большинство сдает холодильники в металлолом, а вредные вещества загрязняют природу. Поэтому в Евросоюзе запрещено сдавать холодильники в металлолом», — рассказал исполнительный директор завода Александр Рахманов.
В России таких запретов пока нет, и потому сегодня примерно 90% бытовой техники выбрасывается на помойки.
Рынок ценных отходов
Электронный лом и отработанная бытовая техника — самая стремительно растущая группа бытовых отходов. По данным ООН, если в 2016 году во всем мире образовалось 44,7 млн тонн электронных отходов, то в 2021-м их количество составит 52,2 млн тонн. Связано это с тем, что потребление электроники с каждым годом растет, а жизненный цикл устройств при этом сокращается.
Сотрудник на заводе по переработке электронного и электрического оборудования «Экотехпром» корпорации «Экополис» Сергей Карпухин/ТАСС.
По оценкам экспертов, сегодня в России образуется 1,4 млн тонн электролома в год. В Москве — 130 тыс. тонн в год. При этом на долю населения, по разным оценкам, приходится 60−70% от образующегося лома. Остальные 30−40% — отходы компаний.
Однако переработка электроники, по экспертным оценкам, не превышает 25%, из которых компании-утилизаторы перерабатывают 10−15%, а остальное забирают «ломовики». Основной объем электронных отходов оседает на полигонах, несанкционированных свалках или сжигается, несмотря на то что на утилизацию электронных отходов выдано порядка тысячи лицензий.
«Такой низкий процент утилизации связан с рядом проблем, которые возникли при формировании российской отрасли переработки отходов электронного и электрического оборудования. На сегодняшний день на законодательном уровне не закреплена обязательная утилизация бывшей в употреблении электроники и электрического оборудования, а также нет системы его централизованного сбора у населения, очень важной для создания полноценной сырьевой базы у переработчиков», — рассказала руководитель направления экологии и утилизации корпорации «Экополис» Анна Бутыльская.
Сотрудник на заводе по переработке электронного и электрического оборудования «Экотехпром» корпорации «Экополис» Сергей Карпухин/ТАСС.
Больше всего электролома образуется в Центральном и Поволжском федеральных округах, за ними идут Южный и Северо-Кавказский. Именно эти территории в первую очередь нуждаются в строительстве перерабатывающих предприятий и организации инфраструктуры по раздельному сбору таких отходов.
Наиболее предпочтительный для России путь — поощряемое изъятие электронного мусора у населения, когда в него вовлечены производители и продавцы электроники, а также местные власти. Одновременно с этим нужно развивать экологическую ответственность, чтобы граждане понимали, почему кидать все в один бак неправильно.
Способы сбора могут быть разные, но двигателем должна стать расширенная ответственность производителя (РОП), то есть обязательство производителя или импортера переработать отслуживший товар. Принцип «загрязнитель платит» должен заработать в России. Пока же норматив обязательной утилизации электротехники составляет 15%.
В послании Федеральному собранию Владимир Путин поручил разработать и утвердить новую концепцию РОП до 31 марта. В ней предполагается существенно поднять нормативы. Однако из-за распространения нового коронавируса и сложной экономической ситуации срок сдвинулся на конец года.
Как меняется экология на нашей планете:
Это тоже интересно: