Теория таинственных телефонных звуков по телевизору сегодня успела обрасти множеством самых невероятных версий. По одной их них, с помощью таких звуков современные маркетологи пытаются выработать в нашем сознании условный рефлекс, из-за которого мы, подобно собакам Павлова в эксперименте с колокольчиком, не хотим переключать канал даже во время рекламы. По другой, более конспирологической версии, в звуки перед рекламой встроен специальный код, который воздействует на нервную систему и мозг, и буквально зомбирует нас на просмотр программ, выгодных создателям телеканала.
Но конечно, как и для всего малопонятного, этим звукам есть куда более логичное объяснение. На самом деле это — обычные тональные DTMF-сигналы, которые действительно часто используются при наборе телефонных номеров. С помощью технологии DTMF каждая цифра в телефоне кодируется в определенный сигнал, который складывается из двух разных частот.
Такой импульсный метод помогает голосовым помощникам распознавать команды в интерактивных системах, а также используется для управления соединением между аналоговым оборудованием. Но зачем эти сигналы нужны в телевизоре?
Для чего DTMF в телевизоре?
Сфера применения DTMF-сигналов намного шире, чем набор телефонных номеров. Сегодня технология успешно используется в охранных сигнализациях, системах умного дома, а также в радиовещании и телевидении.
Телеканалам DTMF-сигналы нужны для управления врезкой региональной рекламы. Они являются своего рода метками, по которым с помощью специального ПО региональный ретранслятор распознает момент для включения в эфир локальной рекламы. Софт постоянно отслеживает входной GPI-сигнал с головной станции и при обнаружении метки автоматически запускает воспроизведение рекламного блока.
Технология позволяет обеспечить высокую временную точность формирования выходных сигналов, однако имеет одну особенность — DTMF-сигналы хорошо распознаются системами только в том случае, когда хорошо слышны человеку. Именно по этой причине нам и приходится слышать их в перерывах на рекламу.
Другие способы управления рекламой
Использование фрагментов заставки
DTMF-метки — это не единственный способ управления эфиром на телевидении. Кроме них, некоторые телеканалы используют аудио или видео элементы рекламной отбивки. В этом случае в качестве источника сигнала для распознавания факта начала или окончания рекламного блока выбирается небольшой фрагмент из заставки перед началом рекламы.
Метки в 23 строке
Это незаметные человеческому глазу метки в виде белых пунктирных линий, которые врезаются в кадр при монтаже и определяются оборудованием, как триггер для запуска рекламы. Кроме этого, технология 23 строки позволяет передавать и некоторую дополнительную информацию: количество рекламных роликов, их очередность и продолжительность.
VITC-метки
Vertical Interval TimeCode — вертикальный тайм-код с контрольной суммой, который предназначен для передачи текущего времени в формате «часы/минуты/секунды/кадры» в закодированном виде. В отличие от технологии 23 строки, врезка с таймкодом монтируется не в кадр, а в интервал вертикального гашения видеосигнала — время между концом последней видимой строки кадра и началом первой видимой строки следующего кадра.
Метки в телетексте
В этом случае сигнал о начале рекламного блока передается через специальные независимые страницы телетекста по технологии «X31 Teletext»
Теперь и вы знаете, для чего нужны звуки набора номера телевизоре.