НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Что такое «самолет Судного дня» и зачем он нужен

2 июня 2023
Что такое «самолет Судного дня» и зачем он нужен. У каких стран он есть. Российские и американские модели, чем они отличаются. Читайте про самолеты Судного дня подробнее на сайте Hi-Tech Mail.ru

Какие страны имеют самолеты «Судного дня»

Первый самолет «судного дня» начали проектировать в США в 60-х годах. В середине 70-х на боевое дежурство встал E-4B «Nightwatch» — воздушный пункт управления на базе Boeing 747. Самолет «Судного дня» предназначался для быстрой эвакуации политического и военного руководства. Гражданский авиалайнер оснастили современной электроникой отдачи приказов войскам в случае ядерной войны.

Воздушные пункты управления есть только у двух стран мира — США и России. В России функции самолетов «Судного дня» выполняют Ил-80, построенные на базе пассажирских Ил-86. Эти самолеты — штучные изделия. Сборка каждого борта «Судного дня» происходит на отдельном заводе, а его производство занимает от года до нескольких лет.

В процессе разработки может меняться как состав оборудования, так и силовая установка. К примеру, при разработке американского E-4 Nightwatch несколько раз менялся тип установленного двигателя, а разработчики долго не могли определиться, какая дальность полета нужна самолету — субконтинентальная или межконтинентальная.

Как устроен самолет «Судного дня»

Борт «Судного дня» — это уникальный самолет, способный функционировать даже при ядерном нападении. Он может длительное время находиться в воздухе без дозаправки благодаря увеличенным топливным бакам, и может перевезти более сотни пассажиров на дальность до 12000 километров. Внутри помещений есть комната совещаний, кухня, несколько помещений для сна и отдыха, а также оборудование для связи с важными государственными организациями.

У самолетов России и США масса отличий — в американском есть система переключения между военными и гражданскими спутниками для связи, в российском — уникальный передатчик для связи с подводными лодками, оснащенными ядерным оружием. В отличие от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), значительная часть электроники в самолетах «Судного дня» — пассивная, что уменьшает вероятность их уничтожения в критических ситуациях.

Такие самолеты всегда заправлены и находятся в постоянной боевой готовности, а время вылета после получения приказа составляет порядка 10 минут. Использовать такие машины могут только высшие государственные чины — президенты и министры обороны.

Российские самолеты «Судного дня»

Российский Ил-80

Воздушный командный пункт на базе Ил-80 выполняет функции самолета «Судного дня» с 1985 года. Как и американский E-4 Nightwatch, Ил-80 предназначен для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления и каналов связи, а также в случае применения ядерного оружия.

По некоторым данным, электроника самолета защищена от электромагнитных импульсов и микроволнового излучения и позволяет дежурной смене работать в любых условиях. Отличительной особенностью машины является антенна для связи с подводными лодками. Она позволяет передавать приказы подводным ракетоносцами на удалении в несколько сотен километров.

По некоторым данным, антенна размещается в хвосте самолета на специальной катушке и при необходимости разматывается, превращаясь в специальный передатчик длиной в 2,5 километра. У американских E-4 Nightwatch связь с «ядерной триадой» также имеется, однако все происходит с помощью специальных передатчиков, установленных в боковых частях фюзеляжа.

Новый российский самолет «Судного дня»

В 2021 году стало известно, что сборка новых самолетов «Судного дня» на базе Ил-96−400М началась на Воронежском авиазаводе (ВАСО). Сообщалось о строительстве двух новых бортов, однако точное количество новых самолетов «Судного дня» неизвестно. По предварительным данным, все работы ведутся в рамках проекта «Звено-С».

Первый борт должен совершить полет в 2023—2024 годах, а окончательное завершение всех работ намечено на 2027-й. Комплекс связи нового самолета позволит передавать команды и приказы стратегическим ядерным силам на удалении от 6 до 13 тыс. км. Электроника новейшего самолета «Судного дня» позволит вести управление войсками на принципиально новом уровне.

По некоторым сведениям, новый воздушный командный пункт на базе Ил-96−400М получит и новую систему связи с подводными лодками, в которой будет использоваться не хвостовая антенна, а особый передатчик, расположенный под фюзеляжем.

Американский самолет «Судного дня»

E-4B Nightwatch, или NEACP (National Engency Airborne Command Post) используется командованием США для управления стратегическим вооружением в случае ядерной войны. Он выполняет те же задачи, что и Ил-80. Всего на вооружении США 4 самолёта E-4B Nightwatch и около 16 E-6 Mercury.

Если машины первого типа могут использовать только первые государственные лица страны, то вторые предназначены для высшего офицерского состава армии и ВМС. Частично для этих же целей в США используются и самолеты Boeing E-8 Joint Stars.

Самолеты «Судного дня» легко опознать по характерному «горбу» в верхней части фюзеляжа — во внешнем блоке находится десяток антенн, необходимых для связи с войсками и госструктурами в экстренных ситуациях. Примечательно, что все четыре самолета E-4 ВВС США практически всегда находятся на территории Америки. В зарубежные турне, например в Европу, — непрофильный для США потенциальный театр военных действий, отправляются только самолёты E-6 Mercury.

Георгий Шамуев