НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Инновации до нашей эры: как первобытные люди делали ножи

12 июня 2023
Какая технология в первую очередь нужна человеку, оказавшемуся без снаряжения в диких условиях — из числа тех, что ему доступны? Очевидно, что это изготовление режущего или хотя бы рубящего инструмента из камня. И хотя это в буквальном смысле каменный век, технология эта не так проста.

.Уже за 500 000 лет до наших дней представители ашельской культуры, жившие на территории нынешнего Израиля, умудрялись делать красивые симметричные рубила. Что уж там говорить про майя, сумевших довести до совершенства свои макуауитли — орудия с зубцами из обсидиана, способное, по свидетельствам испанцев, перерубить ногу лошади. Впрочем, технологии майя — это уже высший пилотаж, неолит. Но создать что-то, хотя бы относительно работоспособное, из камня — непростая история.

В археологии есть отдельное направление, занимающееся реконструкцией технологий — в том числе палеолитических. Ученые собирают осколки камня в местах расположения древних мастерских, изучают следы повреждений и склеивают обломки воедино, заливая пустоты гипсом. Это позволяет восстановить в обратном порядке процесс работы над каменным инструментом. И таким образом удалось установить много интересного.

Однако давайте вернемся к сырью и технологии. Каменные орудия труда чаще всего производили из кремня, обсидиана или алевролитовых сланцев. К двум первым мы вернемся, а вот плитчатые алевролитовые сланцы — отдельная история. Это горная порода, содержащая и глинистые минералы, и кварцевые песчинки.

Первые довольно пластичны, вторые обладают твердостью напильника. Это не фигура речи — и сталь напильника, и кварц имеют твердость 7 по шкале Мооса. Со таким сланцем как раз работать проще, чем с кремнием. Он относительно легко колется на пластины, а потом доводится до нужной формы шлифовкой.

В качестве абразива при производстве использовали песок с водой. Эскимосы делали из сланца разделочные ножи «улу» буквально за пару часов. Но — не от хорошей жизни. Просто ничего более подходящего у них под рукой не имелось.

Кремень и обсидиан

Чаще всего в палеолите все же использовали кремень и обсидиан. По составу и то, и то — диоксид кремния, как и кварц. Однако в отличие от последнего они имеют аморфную структуру. Это значит, что при ударе по материалу направление скола зависит только от мастера, и никакая кристаллическая решетка не спутает ему карты. Но при это тверды — у обсидиана, он же вулканическое стекло (и драконий камень из «Игры престолов») этот показатель составляет 5−6 по шкале Мооса. То есть примерно как у стального клинка. А у кремня — 7, как у кварца и напильника. На всякий случай напомним, что твердость — способность материала сопротивляться внедрению. И наоборот, внедряться — то есть, в частном случае, резать.

У качественно сделанных ножей из обсидиана толщина режущей кромки может составлять 30 ангстрем — у стальных клинков этот показатель в 10 раз больше. Но обсидиан хрупок. И кремень тоже хотя и чуть прочнее.

Найти случайно обсидиан непросто — это все же вулканическая горная порода. А вот кремень имеет осадочное происхождение и весьма распространен. Проще всего найти его, конечно, среди речной гальки. Для открытия мастерской по производству каменных ножей его там вряд ли будет достаточно, но обнаружить достаточно крупный кремневый окатыш весьма вероятно.

Сделано на коленке

Самая примитивная технология сводилась к изготовлению из одной заготовки одного инструмента. Но кремень использовали активно и ценили, так что уже в среднем палеолите появилась технология аккуратного раскалывания заготовки — нуклеуса по-научному — на несколько пластин. Это делали и точными ударами большого камня, и с помощью деревянного рычага. Но тут уже речь о более высоком уровне мастерства. Если же речь идет о технологии, которую новичок может освоить с нуля, про экономию лучше не думать.

Реконструирующие производство ножей из кремня археологи работают в прямом смысле на коленке. Но на нее, конечно, стелят толстый кусок кожи. В качестве инструмента используют два округлых камня — большой и поменьше. И вдобавок — колотушку из рога.

Для начала нужно расколоть камень так, чтобы получился кусок с острым краем — по нему и надо будет работать дальше. Бьют по кремню хитро: по дуге, чтобы удар приходился по касательной. Так удается повысить скорость, а с ней и импульс. Еще один нюанс — шлифовка площадки. Перед нанесением удара нужно сначала как бы нанести штриховку короткими движениями маленького камня. Дело в том, что с шероховатой поверхности при сильном ударе «молоток» потом не соскользнет.

При доводке будущего инструмента площадку все равно также готовят. И вот на этом этапе пригождается цилиндрический отбойник из рога или твердой древесины. В отличие от камней, такой инструмент позволяет делать небольшие скругленные сколы. То есть придавать клинку линзовидную форму. Но хороший рог, в отличие от круглых булыжников, на дороге не валяется. Так что начинаюшему мастеру-камнеколу придется ограничиться выпуском грубой продукции. Впрочем, и она при отсутствии стального инструмента может стать большим подспорьем.

Столовый нож для слонятины

Разумеется, не все каменные инструменты — красивые симметричные клинки. Некоторые довольно просты. Например, упомянутая в начале ашельская культура использовала для резки мяса небольшие треугольные пластинки кремня. Кстати, остатки мускульной ткани с этих столовых приборов отправили на генетическую экспертизу. Оказалось — слонятина.

Однако за сотни тысяч лет технологии работы с камнем дошли до удивительных высот. Примерно 13 000 лет назад в Японии выкалывали обсидиановые клинки длиной в 30−40 см и толщиной 4−5 мм. В Европе аналогичные штуки делали из кремня. Это было бессмысленно и крайне непрактично — не то что оружие майя. Однако — делали, потому что могли. Скорее всего для ритуальных целей. Вспомните об этом, когда испортите свою очередную заготовку, и не расстраивайтесь. Мастера говорят, что нормальные рубила начинают получаться примерно с 40−50-й попытки.

По материалам видео-лекций музея археологии РАН и музея «Дивногорье», сайтов novate.ru, nplus1.ru, nature.com, rezat.ru

Савва Сафонов