Напихать как можно больше
Идея высадки воздушного десанта в тыл противнику звучит неплохо. Это может стать комбинационным решением, которое перевернет всю шахматную доску. Десантники могут сломать долго выстраиваемые вражеские планы. Но это сложно. В десантах много риска.
Чтобы десант мог вести бои, захватывать важные объекты, оставлять в них гарнизоны и двигаться дальше, он должен быть достаточно многочисленным. Не менее многочисленным должно быть и вооружение. При этом следует учитывать, что оно в среднем будет слабее, чем оружие обычной пехоты — по крайней мере, если говорить о тяжелом вооружении.
Эта относительная слабость, диктуемая объемом отсеков в транспортных самолетах и их грузоподъемностью, только увеличивает роль огневой мощи для десантников. Которая прямо зависит от объема боезапаса, который они могут взять с собой в бой.
Словом, десантникам нужно всего и побольше. Ценность снабжения для них в десятки раз выше, чем для бойцов обычной пехоты — ведь предполагается, что десантники будут воевать в отрыве от основных сил и снабжаться только по воздуху.
Летающий гроб
Мощь любых воздушно-десантных войск всегда упирается в количество боеготовых транспортных самолетов. Вещь это дорогая и специфическая. В СССР межвоенного периода очень хотели мощные десантные войска. И для увеличения этой мощи стремились найти, в том числе, и неочевидные пути.
Одним из них была попытка сделать транспортные самолеты из всего. Причем без ущерба для их основных характеристик — так, чтобы сегодня они могли выбрасывать десант, а завтра уже вести успешные воздушные бои.
Сделать транспортник из истребителя было можно, подвесив под крылья специальные контейнеры. Причем речь шла не только о перевозке грузов, которые можно было сбросить на парашюте, как бомбу, но и о выброске людей.
Для этого создали устройство, получившее звучное название «автоматический выбрасыватель красноармейцев». Внешне он напоминал что-то вроде гроба без крышки, который по нажатию кнопки в самолете мог переворачиваться вокруг своей оси. После этого десантник под воздействием силы тяжести автоматически отправлялся в свободный полет.
Проблема была в том, что открытую часть люльки задувало пронизывающим ветром. Да и в целом на высоте было холоднее, чем внизу. К тому же, сам факт абсолютной изоляции от всего, и последующее внезапное переворачивание с полетом вниз, неважно действовали на человеческую психику. Поэтому от «автоматических выбрасывателей» отказались.
Спасая жизни
А вот транспортные контейнеры для доставки боеприпасов, медицины и продовольствия, так же подвешиваемые под крыло и фюзеляж, уже прижились. В них можно было перевозить и людей, и грузы. Некоторые системы подвесок предназначались специально для экзотических грузов вроде мотоцикла «Харлей-Дэвидсон».
Еще более необычно выглядели авиабусы, представлявшие собой, фактически, укороченное крыло на колесиках. Они должны были сбрасываться на бреющем полете с высоты в десяток метров. Средство было небезопасное, и испытывать его первым вызвались лично конструктор и его заместитель. Выброска прошла почти что удачно — дело ограничилось синяками и разбитым носом. Но довести авиабусы до ума в итоге не вышло — они были опасны, да и вес систем превышал таковой у парашютов.
Но больше всего больше принесла не экзотика, а обычные контейнеры — надежные, удобные, полезные. Их можно было подвешивать даже под крылья небольших бипланов вроде самолета-разведчика Р-5.
Самым знаменитым примером использования транспортных контейнеров стала, кстати, не война. Они блеснули во время спасения экипажа и пассажиров парохода Челюскин, затертого льдами Севморпути в 1934 году. Небольшие самолеты садились на льдину, и эвакуировали на «большую землю» в несколько раз больше людей, чем могли бы.