НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Факты об авиационном топливе: где хранится, как заправляют самолеты, сколько помещается в баки

20 июня 2023
Авиационное топливо — энергия, которая питает самолеты и поднимает их в небо. Оно проходит строгие проверки, обеспечивая безопасность и надежность полетов. Топливо прокачивается по системе воздушного судна, обеспечивая его двигатели и системы работой. Без него ни один авиалайнер не сможет взлететь.

Чем заправляют самолеты? 

Есть два вида топлива: авиакеросин, который также называют реактивным топливом, и авиационный бензин.

Авиакеросин — наиболее распространенное топливо для авиационных двигателей с реактивным и турбовентиляторным принципом работы. Он обладает высокой энергетической плотностью, что обеспечивает длительные полеты. У авиакеросина более высокая температура вспышки и горения, что делает его безопасным для использования в самолетах.

Авиационный бензин используется в авиационных двигателях с поршневым принципом работы, например, на малых самолетах. У него более низкая энергетическая плотность по сравнению с авиакеросином. На авиабензине летает вся современная легкомоторная авиация.

Где в самолете хранится топливо 

У большинства больших авиалайнеров горючее хранится в топливных баках, расположенных в крыле. У некоторых самолетов также есть баки в центральной части корпуса или в центральной части фюзеляжа. У широкофюзеляжных лайнеров баки находятся в хвостовой части.

Сколько керосина помещается в топливные баки 

Объем керосина, который можно поместить в топливные баки самолета, зависит от типа, модели и конкретных характеристик воздушного судна. В большинстве пассажирских лайнеров среднего и большого размера, таких как Boeing 737 или Airbus A320, общий объем керосина составляет от 20 000 до 50 000 литров. Более крупные Boeing 747 или Airbus A380 могут иметь топливные баки с объемом 200 000 литров и более.

Как заправляют самолеты 

Заправка в аэропорту происходит сразу после посадки. Самолеты заправляются через специальные топливные отверстия, которые находятся на внешней стороне фюзеляжа или под крылом. Процесс заправки выполняется с помощью топливных автоцистерн или стационарных топливных систем в аэропортах. Во время заправки топливо подается через гибкие шланги или жесткие трубопроводы, соединенные с топливными отверстиями самолета. Шланги обычно оснащены замками для безопасного и герметичного соединения.

Перед началом заправки авиационный топливный автомобиль или стационарная система подаются к бакам авиалайнера. Механизмы и насосы внутри автоцистерны или топливной системы создают давление, чтобы нужное количество авиакеросина подавалось в баки. За оборудованием для заправки следят специалисты — операторы топливных систем.

Стандартная скорость заправки составляет 1000 литров в минуту. Широкофюзеляжный самолет можно заправлять двумя шлангами одновременно, перекачивая более 2000 литров в минуту.

Второй вариант — дозаправка в воздухе. Ее применяют только на военных и военно-транспортных машинах, гражданские самолеты не имеют такой возможности. Это процесс передачи топлива из одного самолета (танкера) в другой во время полета. К этому способу прибегают, когда срочно нужна дозаправка, но возможности совершить посадку нет.

Оба воздушных судна устанавливаются в определенных позициях, желобы разворачиваются, и происходит физический контакт для передачи топлива. У принимающего самолета увеличивается дальность полета и время нахождения в воздухе. Все это требует огромного мастерства экипажа. Истребитель заправляется в воздухе за шесть минут, крупногабаритный борт — до 45 минут.

Как топливо «путешествует» по самолету 

Топливо в самолете перемещается по топливной системе к двигателям и другим устройствам, где оно необходимо. Основные компоненты этой системы:

  • Топливные баки. На воздушном судне есть несколько топливных баков. Возможно размещение топлива в крыле, центральной или хвостовой части лайнера. Общий объем и конфигурация баков зависят от типа и размера самолета.
  • Топливные насосы. В топливной системе установлены насосы, которые создают давление и перемещают необходимый объем топлива от баков к двигателям или другим устройствам, например, к системам подогрева или системам противообледенения.
  • Топливные линии. Через систему топливных линий в самолете авиакеросин передается от баков к насосам и далее к различным устройствам и двигателям. Линии обычно изготавливаются из специальных материалов, устойчивых к высоким давлениям и химическим воздействиям авиакеросина.
  • Фильтры. В системе присутствуют фильтры, которые удаляют примеси, загрязнения и воду из топлива, чтобы предотвратить повреждение двигателей или других систем.
  • Регуляторы и клапаны. Топливные системы обычно оборудованы регуляторами и клапанами, которые регулируют поток и распределение топлива в зависимости от требований двигателей и устройств.

От чего зависит количество топлива в самолете 

Объем рассчитывается перед каждой заправкой лайнера и зависит от нескольких факторов. Чем дальше полет, тем больше топлива требуется для его осуществления. Разные типы самолетов имеют разную вместимость топливных баков и ограничения по весу, включая максимально допустимый вес авиакеросина.

Погодные условия и маршрут полета могут влиять на расход топлива в самолете. В план полета также включаются резервы авиакеросина, необходимые для обеспечения безопасности.

На современных летательных аппаратах установлены бортовые компьютеры, которые управляют в том числе заправкой. На них можно выставить нужное количество горючего, и баки автоматически закроются после заполнения.

Почему в самолете не может оказаться некачественного топлива 

В авиаотрасли строгие стандарты и протоколы, которые не допускают использование некачественного топлива. Перед каждой заправкой авиационный керосин проходит несколько этапов тщательной проверки. После его поставки с нефтеперерабатывающего завода на склады топливной компании, производится входной контроль качества. Затем проводят детальный лабораторный анализ, результаты которого фиксируются в паспорте качества горючего.

Перед фактической заправкой проходит последняя проверка — аэродромный контроль. Ее проводит командир воздушного судна или один из пилотов вместе с оператором топливозаправщика. Они берут пробу топлива из нижней точки цистерны и помещают ее в чистую посуду для дальнейшего осмотра. В авиакеросине не должно быть механических примесей, воды и кристаллов льда. После того, как экипаж убедился в качестве горючего и получил разрешение на заправку, оператор приступает к процессу заправки самолета.

Екатерина Садкова