От России до Америки
Первые идеи что-то сделать с Беринговым проливом начали посещать умы русских людей еще во времена Российской империи. В конце XIX века как раз началась мода на освоение полярных территорий и того, что к ним примыкает. Газетчики мира следили за рискованными похождения Амундсена и Скотта, а адмирал Макаров мечтал пробиться к Северному полюсу напролом.
В этих условиях Берингов пролив тоже рассматривался как «высота», которую можно и нужно взять. Связать два континента мостом или туннелем — казалось бы, заманчивая идея. И вполне выполнимая, хоть и крайне ресурсоемкая. Но всегда было одно «но».
Проблема в том, что мало построить мост. Для того чтобы он в итоге окупился, необходимы дополнительные тысячи километров высококачественных дорог — что увеличивает объемы вложений.
Даже если бы деньги не были проблемой, стоит помнить, что гипотетический мост соединял бы, мягко говоря, не самые населенные части как России, так и США. Из-за этого интенсификация торговли все равно бы не произошла, а возить грузы по морю в рамках экономики XX века было сильно выгоднее.
Подчинить климат
Так или иначе пролив продолжал привлекать пытливые умы изобретателей. Следующий подход к снаряду совершили уже с другой, не такой очевидной стороны. Речь шла о «разморозке» северных земель нашей страны.
Советский инженер Воронин предлагал улучшить климат Дальнего Востока, заблокировав поступление туда холодных вод из Арктики. Для этого он предлагал радикальный подход — засыпать Берингов пролив. Правда, у этого плана имелся серьезный недостаток. В случае уничтожения пролива, весь концентрировавшийся там холод хлынул бы в Европу, и последствия этого, в том числе, политические, ничего хорошего не предвещали.
Почти полвека спустя, уже в 70-е, советский ученый Борисов выступил с куда более затейливым планом. Новый проект был по-настоящему глобальным — извлечь из-подо льда все русское Заполярье. Ученый предлагал обуздать теплый Гольфстрим, «обогревающий» Европу. В идеале нужно было, чтобы течение ушло «на глубину», а на поверхности в Северном Ледовитом океане царили холодные воды.
Для осуществления задуманного Борисов предложил перегородить Берингов пролив дамбой, а затем откачивать с северной части на южную верхние, холодные, слои воды. Качать эти гигантские объемы должны были атомные насосы. Согласно расчетам Борисова, уровень Чукотского моря должен был постепенно снижался, а теплые воды Гольфстрима поднялись бы в наверх всего через шесть лет.
Правда, на строительство самой плотины ушли бы десятилетия, если не больше того. При этом сама природа подводных течений была еще недостаточно изучена. Совокупность всех этих факторов так и не позволила взяться за осуществление грандиозного проекта.