Уже несколько дней 65 тыс. актеров Голливуда и 11 тыс. американских сценаристов не выходят на работу. Помимо требования повысить оплату труда, гильдии работников кинематографа SAG-AFTRA и WGA выступают за прозрачные правила в отношении ИИ и использования цифровых двойников актеров.
Что за технология оцифровки людей
Корни технологии уходят в далекий 2002 год, когда профессор Мичиганского университета Майкл Гривс представил концепцию «цифровых двойников» (digital twins). По его пониманию, цифровой двойник — это математическая модель физического объема или системы: завода, ядерного реактора, ракеты или даже горнолыжного курорта.
Задача цифровых двойников состоит в улучшении конструкции, производительности или продлении срока службы промышленных объектов. С тех пор технология проникла в здравоохранение, энергетику, урбанистику и многие другие области. Включая индустрию развлечений.
В киноиндустрии цифровые двойники в первую очередь позволят создавать реалистичные цифровые декорации, персонажей и реквизит, а затем манипулировать ими. Двойников создают с использованием комбинации технологий, включая захват движения, фотограмметрию, репликацию голоса и алгоритмы глубокого обучения.
Вот как устроен этот процесс:
Захват движения. На актеров одеваются костюмы для захвата движений, которые непрерывно отслеживают положение их тела и мимику и передают информацию на компьютер. Эти данные используются для создания цифрового скелета, который может быть анимирован в режиме реального времени.
Фотограмметрия. Используются камеры высокого разрешения для получения детальных изображений лица и тела актера с разных ракурсов. Затем эти изображения сшиваются вместе для создания 3D-модели актера.
Репликация голоса. Искусственный интеллект анализирует записи голоса актера и может генерировать его вариации, позволяя произносить слова или фразы, которые актер не произносил.
Алгоритмы глубокого обучения. После создания 3D-модели алгоритмы глубокого обучения используются для обучения модели имитации движений и выражений актера. Для этого алгоритму необходимо предоставить большой объем данных, например видеоролики, на которых актер выполняет различные действия.
Тонкая настройка. Затем цифровая копия дорабатывается аниматорами, чтобы точно передать сходство и игру актера.
Обычно цифровую копию используют, чтобы создать реалистичные спецэффекты или заменить актеров в сценах, снимать которые с реальными актерами слишком опасно или дорого, а порой и невозможно.
Как в Голливуде создают компьютерные версии актеров и какие компании за этим стоят
К текущему моменту широко известных примеров применения искусственного интеллекта и создания полноценных цифровых копий актеров в крупных постановках нет. Самое близкое — дипфейк-видеоролики, в которых ИИ использовали, к примеру, для создания реалистичной копии Тома Круза.
Видео облетело весь интернет и вызвало бурную реакцию зрителей, которым было сложно отличить дипфейк от реального Круза. Автор этих роликов, художник по визуальным и искусственным эффектам Крисом Уме, выступает за полную свободу в использовании цифровых копий селебрити для кино, рекламы и любого другого контента.
Тема цифровых копий стала активно тиражироваться в СМИ после новости о том, что 68-летний Брюс Уиллис станет первым голливудским актером, который продал права на свое цифровое изображение после ухода из кино.
Сюжет оказался фейком, но породил вопросы этического характера: а что если компании начнут бесконтрольно оцифровывать актеров и платить им как за один съемочный день? Или платить только за одну картину, а затем бесплатно использовать их копию?
К опасениям актеров присоединились сценаристы: вдруг ChatGPT и подобные ИИ-сервисы начнут сами писать сценарии и лишат этих людей работы?
Вы уже сталкивались с отдельными элементами оцифровки актеров. Например, это вселяющий страх голос Дарта Вейдера из Звездных войн, который создала компания Respeecher по оригинальному голосу 91-летнего Джеймса Эрл Джонса на основе 45 лет выступлений актера. Та же компания работала над синтетическим голосом молодого Люка Скайуокера для сериала «Мандалорец».
Одна из самых известных компаний, которая активно работает над созданием цифровых двойников людей, — израильский стартап Canny AI. Технологии компании позволяют редактировать и синтезировать видеоматериалы для кино- и телеиндустрии с помощью ИИ. Компания также предлагает решения для синхронизации видеоповторов, позволяющие синхронизировать дублированный контент на любом языке.
Похожей деятельностью также известна компания Metastage с офисами в Лос-Анджелесе и Ванкувере. Она специализируется на технологиях дополненной реальности (XR), объемного захвата, захвата движений и создания виртуальных миров. С помощью голограммы стартап создал тикток-рекламу наушников Samsung Galaxy Buds2 c участием английской певицы Charli XCX. На сайте компании можно посмотреть, как выглядел процесс создания креатива.
Если одни селебрити опасаются уменьшения гонораров из-за ИИ, то других уже заботит, что будет после их смерти. Все больше звезд в завещаниях запрещают использовать свои голограммы — например, это сделали Робин Уильямс, Вупи Голдберг, Мадонна.
С каждым годом критиков идеи использования ИИ в кино становится все больше: воскрешение умерших людей с помощью технологий можно расценить как эксплуатацию образов и неуважение к ним и их семьям.