НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как выбрать свой первый пленочный фотоаппарат

22 июля 2023
Разбираемся, зачем нужен пленочный фотоаппарат, как он работает, где и за сколько можно купить и как выбрать оптимальный вариант. В этом помогут ведущие YouTube-канала Droider — настоящие фанаты пленочной фотографии.

Зачем нужен пленочный фотоаппарат

Если вы еще не «загорелись» пленочной фотографией — точно решитесь после эмоций ведущих Droider.

Для меня фотография на пленку это приятный и вдумчивый процесс, который в то же время очищает голову. Заправляешь пленку, оставляешь смартфон дома — и вперед. Щелк — и время остановилось!
Валерий ИстишевВедущий YouTube-канала Droider
Пленочная фотография обладает особым шармом: тут есть и интересный процесс, и ограничения (по свету, по кадру, по количеству снимков), нет возможности посмотреть снимок сразу и понять — попал в экспозицию и выдержку, в фокус, в конце концов. Главное — у каждой пленки есть свой характер, свой эффект и он гораздо круче, чем стили в телефоне или фильтры в соцсети.  
Митя ИвановВедущий YouTube-канала Droider
Пленочная фотография — это отличный вариант для начинающих фотографов. Ты психологически по-другому относишься к снимкам на «пленку». Думаешь над каждым кадром. На смартфон мы щелкаем бездумно, с пленкой так не прокатит. А еще очень крутой отложенный эффект, когда ты спустя 3 месяца получаешь распечатки или сканы — с «цифрой» таких эмоций нет.
Борис ВеденскийВедущий YouTube-канала Droider

Чем пленочный фотоаппарат отличается от цифрового

Принципиальное отличие пленочного фотоаппарата от цифрового заключается в способе передачи и хранения информации. Пленочный фотоаппарат, который еще можно назвать аналоговым, переносит изображение на пленку, в то время как цифровой — на флеш-память или иной накопитель (то есть фотография сохраняется в виде файла).

Есть разница и в технической части. Объектив выполняет одну и ту же функцию в обоих случаях, но далее процесс совершенно разный.

В цифровом фотоаппарате в качестве светочувствительного элемента используется матрица, а не пленка. Поэтому качество цифровой фотографии зависит в том числе от чувствительности и размера матрицы. Например, чем больше физический размер матрицы, тем больше света на нее попадает.

В этом, кстати, полноценные фотокамеры до сих пор лучше смартфонов — в компактный аппарат просто физически невозможно установить большую матрицу. В пленочном же фотоаппарате значение будет иметь качество пленки, а ее ведь можно легко менять и получать совершенно разные результаты.

Еще одно отличие — пленку можно отсканировать практически с любым разрешением (именно так переводят старые фильмы в формат 4К), в то время как цифровой снимок «выше головы не прыгнет». Особенно это справедливо для пленок за пределами малого формата.

Плюсы и минусы пленочного фотоаппарата

Пленочная фотография привлекательна в первую очередь своей эстетикой и интересна с ностальгической точки зрения. Однако это не единственные ее преимущества.

Плюсы пленочных фотоаппаратов:

  • Качество изображения. Пленочные снимки обладают особой эстетикой, которую некоторые фотографы находят привлекательной. Эффект пленки сложно повторить на цифровом снимке.
  • Учебная ценность. Работа с пленочным фотоаппаратом может быть отличным учебным инструментом для начинающих фотографов. Он требует более тщательного подхода к съемке, поскольку количество кадров ограничено, необходимо учитывать экспозицию и другие параметры.
  • Процесс съемки. Некоторым фотографам нравится сам процесс съемки на пленку, последующая проявка и печать фотографий.

Минусы пленочных фотоаппаратов:

  • Ограниченное количество кадров. Фотограф должен тщательнее подходить к процессу съемки, так как количество кадров в пленочном фотоаппарате ограничено (обычно это 12, 24 или 36 кадров). Объективно это минус, но с другой стороны, в этом кроется одна из особенностей съемки на пленку, которая нравится некоторым фотографам.
  • Затраты на пленку и проявку. Очевидно, что придется покупать саму пленку, а затем проявлять ее, печатать и сканировать фотографии. Все это требует дополнительных расходов, в том числе не только финансовых, но и временных.
  • Отсутствие мгновенного просмотра. Фотограф не может увидеть результаты съемки непосредственно после нажатия на кнопку затвора, и это ограничивает возможность коррекции экспозиции или композиции на месте. Опять же, объективно это минус, но некоторым может нравиться то, что конечный результат неизвестен.
  • Обработка. Чтобы обработать или отретушировать бумажную фотографию, ее сначала нужно перевести в цифровой формат — отсканировать. А чтобы сделать это качественно, нужен хороший сканер.
  • Хранение. Физические фотографии требуют бережного хранения. Нередко они приходят в негодность от длительного или неправильного хранения (впрочем, их не так уж сложно восстановить — читайте наш материал «8 простых способов восстановить старые фотографии»). То же самое касается и пленки — она имеет ограниченный срок годности.

Выбор между пленочным и цифровым фотоаппаратом зависит от предпочтений и потребностей каждого фотографа. Пленочные камеры могут предоставить особую эстетику и уникальный процесс создания, но требуют большей осторожности и дополнительных затрат на пленку и обработку. В то же время цифровой фотоаппарат более практичный и простой в обращении.

Почему покупают пленочные фотоаппараты

Старые пленочные фотоаппараты пользуются спросом на сервисах вроде «Авито». Их покупают не только ради использования по прямому назначению, но и ради объективов, а также в коллекцию. О том, кому и зачем могут пригодиться пленочные камеры, мы разбирали в материале «Зачем россияне скупают старые фотоаппараты».

Виды пленочных фотоаппаратов

Существует множество различных видов пленочных фотоаппаратов, каждый из которых имеет свои особенности и характеристики. Их можно разделить по множеству критериев, например, по формату пленки и по принципу фокусировки.

В первую очередь стоит определиться с форматом. Начать лучше всего с малого (также известен как 35 мм), так как это самый доступный и простой в обращении вариант.

  • Малый. Это самый популярный сегмент. Фотоаппараты такого типа снимают на пленку типа 135, то есть — 35 мм. Их основное преимущество заключается в компактных размерах и доступности. На вторичке можно легко найти пленку и недорогие модели фотокамер.
  • Средний. Среднеформатные пленочные фотоаппараты используют другой формат пленки (например, 120 или 220) с большей площадью кадра. Изображение получается детализированным и позволяет печатать фотографии крупного формата. Среднеформатные фотоаппараты крупнее и тяжелее, что затрудняет их повседневное использование. Они часто используются для портретов и пейзажей. Интересно, что среднеформатная пленка не имеет перфорации по краям.
  • Большой. Такие фотоаппараты используют большие листы пленки, что позволяет получать изображения с еще более высокой детализацией. Они применяются в студийной съемке и в других областях, требующих высокого качества и контроля над процессом.

Валерий Истишев владеет среднеформатным Hasselblad 503cx. Вот что он говорит про съемку на такой тип камеры: «В среднеформатной пленке обычно всего 12 кадров, и каждый снимок на вес золота. Но за счет ширины самой пленки получается другое соотношение сторон и более высокая детализация, чем у стандартных 35 мм и другая глубина резкости. Ну и оптика у Hasselblad конечно же прекрасно рисует. Не зря их камера летала на Луну».

Компактные «мыльницы»

Компактные фотоаппараты называют «мыльницами» за характерную форму (а на английском они именуются point-and-shoot — наведи и снимай).

Это небольшие фотокамеры, которые обычно работают с автоматическими настройками. Они просты в использовании и идеально подходят для начинающих фотографов или тех, кто просто хочет получить кадры в ретростиле без лишних заморочек.

Правда, сколь-нибудь хорошие кадры на них получатся только при ярком солнечном свете (не рассчитывайте снимать в сумерках или в темноте без вспышки). Типичные представители: Samsung FF-222 или Samsung Fino 15SE.

Стоимость таких компактов с автофокусом разная: от нескольких сотен рублей за что-то вроде Samsung Fino 20SE до нескольких десятков тысяч рублей за культовые модели вроде Olympus Mju II или Yashica T4. У продвинутых аппаратов более светлая и качественная оптика, могут быть ручные настройки и дополнительные фичи вроде влагозащиты. Стоит обратить внимание на модели от Pentax, Minolta, Olympus, Canon, Nikon, Fuji, Leica, Yashica и другие.

Отдельная категория «мыльниц» — одноразовые фотоаппараты. В них пленка уже заряжена и после того, как вы ее отщелкаете, аппарат можно поставить на полку (хотя есть и перезаряжаемые модели). В целом, это скорее вариант на «поиграться» или дополнить коллекцию.

Также стоит отметить, что пленочные «мыльницы» до сих пор производятся. Например, на «Яндекс Маркете» можно купить фотоаппарат Lomography Simple Use Camera с уже заряженной пленкой. «Ломография» — отдельное направление в пленочной фотографии, которое подразумевает съемку с минимальным вниманием к техническим деталям и качеству в прямом его понимании. Не нужно заморачиваться с диафрагмой и экспозицией — просто наведи и снимай, главное, чтобы получилось необычное фото, зачастую с искаженными цветами и другими «дефектами».

Шкальные

Это уже более серьезная категория. Основной признак шкального фотоаппарата (еще они называются метражными) — наличие шкалы для выставления фокуса и отсутствие вспомогательных элементов для определения расстояния. То есть вы должны примерно (хотя при желании можно использовать внешние дальномеры) оценить расстояние до снимаемого объекта и выставить его значение, вращая оправу объектива.

Типичный пример — «Смена-8М». Из более дорогих моделей популярна Olympus XA2, которая похожа на мыльницу, но на самом деле является шкальной.

Плюсы:

  • превосходят по качеству автофокусные компакты;
  • компактные и легкие (так как в них нет зеркала);
  • простая и надежная конструкция.

Минусы:

  • зачастую невозможно поменять объектив.

Дальномерные

В этих фотоаппаратах фокусировка осуществляется с помощью оптического дальномера. Если говорить просто, то фотограф должен свести два изображения — из дальномера и видоискателя — для фокусировки на объекте съемки. Хорошо известны дальномерные камеры Leica (собственно, эта компания и популяризировала такой формат), а из отечественных — «ФЭД Микрон-2», «Зоркий» и «Киев-2А».

Один из популярных вариантов — Olympus XA, компактная камера с высоким качеством съемки и ручными настройками. Можно присмотреться и к другим японским камерам: Minolta Hi-Matic, Yashica Electro 35, Canon Canonet 28 и подобным.

Плюсы:

  • компактные и легкие (так как в них нет зеркала);
  • тихие (затвор срабатывает практически бесшумно);
  • полный контроль над ручными настройками.

Минусы:

  • не подходят для длиннофокусных и светосильных объективов;
  • не подходят для макросъемки (хотя в теории это возможно при помощи насадочных линз);
  • не такой широкий выбор объективов, может быть сложно найти подходящий объектив за разумную цену.

Зеркальные

Зеркальные фотоаппараты — это вершина развития пленочной фотографии. Такая техника позволяет при должном умении делать идеальные снимки. Главная особенность таких камер заключается в наличии подвижного зеркала, которое формирует изображение на видоискателе так, как его «видит» объектив. Это дает более точное представление о будущем снимке. Многие зеркальные фотоаппараты имеют автоматические режимы.

Среди отечественных моделей — это «Зенит», из импортных стоит обратить внимание на Olympus OM-1 или OM-2, Minolta XD-7 или X-700, а также на Canon AE-1.

Плюсы:

  • великолепное качество фотографий;
  • можно снимать как в автоматическом, так и в ручном режиме;
  • можно найти экземпляр в отличном состоянии (некоторые модели сняли с производства не так давно);
  • качественная и совместимая с современными камерами оптика.

Минусы:

  • больший размер и вес относительно других видов камер;
  • может присутствовать отдача от движения зеркала, из-за чего есть риск смазать кадр на длинной выдержке;
  • хорошая оптика может стоить очень дорого, что несет за собой дополнительные траты (что, впрочем, справедливо для любых камер со сменными объективами).

Как правильно выбрать пленочный фотоаппарат

Где купить пленочную камеру

Если у вас, ваших друзей или родственников есть ненужная пленочная камера, то именно с нее лучше и начать. Компактные «мыльницы» и советские фотоаппараты до сих пор можно найти на антресолях во многих домах. Не все догадываются, что этот «хлам» еще кому-то нужен.

Если в вашем распоряжении ничего нет, то пленочную камеру можно купить на «Авито», в комиссионном магазине или любой другой барахолке, например, на форуме club.foto.ru или «Клуб Дальномер». Разумеется, покупка всегда связана с риском, так как техника не новая.

Какой пленочный фотоаппарат выбрать

Здесь нельзя дать четкий и однозначный ответ. У каждого фотографа будут свои соображения на этот счет. Кто-то хочет снимать именно на «мыльницу», кто-то на советский «Зенит», а другой мечтает о Leica.

Если вы новичок и просто хотите поснимать кадры «под старину», то поищите недорогую компактную камеру. Если сам процесс понравится, то можно переходить на что-то более серьезное. Если вы планируете полноценно и долго использовать аппарат, то в первую очередь стоит обратить внимание на модели с возможностью смены объектива.

Механика или электроника? Механические фотокамеры, как правило, работают без батареек. Однако батарейки могут использоваться, например, для вспышки или экспонометра. Поэтому вам придется вручную заряжать и перематывать пленку, выставлять ISO и т. п. В том числе потребуется «взводить курок» после каждого отснятого кадра.

Механика также считается более надежной, что подтверждается большим количеством старых камер на вторичке.

Главный редактор Hi-Tech Mail.ru Иван Остапенко купил с рук Olympus OM-1 в 2016 году. «После Зенит-11 словно пересел из «Жигулей» в японский спорткар. Механика работает плавно, нет удара при спуске затвора, видоискатель большой и чистый. Если выбираете первую «пленку» и хотите снимать с комфортом, но при этом понять ручные настройки, — Olympus OM-1 идеальный вариант».

Стоит ли покупать советскую фототехнику? Камеры, произведенные в СССР, некоторые фотографы считают более проблемными и менее качественными, чем зарубежные аналоги. Учитывая, что на рынке множество предложений импортной фототехники, рассматривать советские камеры стоит только в том случае, если есть желание снимать именно на такой фотоаппарат или подвернулся вариант недорого купить экземпляр в хорошем состоянии. Так как техника далеко не новая, зачастую она требует обслуживания, могут также встречаться и другие проблемы — пропускающие свет шторки затвора, сбоящие экспонометры, неправильная выдержка и прочие неполадки. Стоимость советских камер может отличаться на порядок: от пары сотен рублей за «Смену» до нескольких тысяч рублей за «Зенит ЕТ».

Как проверить пленочный фотоаппарат

Самый надежный способ понять, что пленочный фотоаппарат работает, — отщелкать пленку и проявить фотографии, однако это не всегда возможно. Поэтому нужно проверить работу основных систем камеры. При этом в зависимости от типа камеры есть свои особенности, но можно выделить несколько основных моментов.

Учитывайте, что продавец может продавать старый фотоаппарат как нерабочий, только потому, что не разобрался как его включить. Поэтому не стоит сразу отметать такие объявления.

  • Элементы питания. Некоторые модели камер могут требовать батареек, которые уже не выпускаются или их трудно найти в продаже. Кроме того, если вы покупаете камеру, работающую на батарейках, приобретите их заранее, чтобы иметь возможность проверить фотоаппарат у продавца (или уточните этот вопрос у самого продавца).
  • Проверьте видоискатель и объектив. На линзах не должно быть царапин, трещин, сильных загрязнений и т. п. Хотя пыль или другие слабые загрязнения, как правило, можно безопасно удалить. Вы также должны ясно видеть изображение через видоискатель. Впрочем, даже если видоискатель поврежден тем или иным образом, на качество снимка это не повлияет.
  • Работа затвора на разных выдержках. Если затвор не работает совсем или не работает должным образом (нужно прикинуть скорость срабатывания на глаз), то от покупки стоит отказаться, так как ремонт может быть дорогостоящим, да еще и придется искать мастера. Кроме того, стоит обратить внимание и на то, не просвечивает ли затвор.
  • Диафрагма (она же «апертура»). Посмотрите, как ведет себя диафрагма на разных значениях. Убедитесь, что она открывается и закрывается.
  • Экспонометр. Если он не работает, то можно использовать внешний экспонометр или приложение на смартфоне. Селеновые экспонометры (выглядит как стеклянная пупырчатая поверхность, напоминающая чешую) с возрастом теряют свои свойства, если у такого фотоаппарата невозможно выставлять выдержку вручную, то он уже мало на что сгодится.
  • Экран. Если у камеры есть экранчик, то нужно проверить и его. Они могут не работать или подтекать.
  • Уплотнители задней крышки. Это полоски уплотнителя, которые можно обнаружить на задней части камеры при открытой крышке. Они не дают свету проникнуть внутрь камеры. При необходимости их можно заменить самостоятельно.

Что советуют эксперты: личный опыт, лучшие камеры

Митя Иванов

Моя коллекция насчитывает аж три версии Olympus XA, Pentax ME Super, Зенит-КМ, Zenza Bronica SQ-A и Polaroid 630 CL производства "Светозар" — все в рабочем состоянии.

Canon F-1 — это уникальная малоформатная камера 35 мм, которая выпускалась с 1971 по 1981 годы и у меня версия, судя по всему, выпущенная до 1976 года. Камера дважды была «Олимпийской» — в Монреале и Лейк-Плесиде, правда я видел и версию Олимпиады в Лос-Анжелесе от 1984 года.

Основная особенность Canon F-1 в том, что можно снять верхнюю пентапризму и снимать, глядя в видоискатель сверху вниз, как на большом количестве среднеформатных камер, вроде моей же Zenza Bronica SQ-A. Это немного меняет подход к съемке, плюс можно сделать крутую фоточку в формате «ожидание-реальность» на смартфон и потом посмотреть на результат уже на пленке: в цифровом виде, или на негативе или даже на фотобумаге! Это увесистая и «мощная» камера: и таскать ее всегда и везде сложновато.

Именно поэтому у меня появилась еще и «мыльница» — не менее легендарная «дальномерка» Olympus XA с внешней вспышкой A11. Она компактная и легкая, выполнена в металлическом корпусе и при этом достаточно страшненькая.

Ее называли одно из самых некрасивых и даже уродливых, но мне кажется ее красота в том, что она имеет незабываемую внешность: увидев XA однажды — никогда не забудешь! Ну и еще это не простая «мыльница»: здесь есть возможность прикрывать диафрагму, а также подстраивать фокус, кроме выбора светочувствительности на пленки. И все почти полностью ручное, но с небольшими подсказками от камеры! 

Валерий Истишев

Моя история с пленкой началась с камеры «Смена», которую мне подарил дедушка. Мне было 14 лет и в то время у одноклассников вокруг были пленочные мыльницы, которые все делали на автомате: нажал спуск и готово. Мне же приходилось с собой носить не только камеру, но и экспонометр. И я неплохо справлялся — попадал и с фокусом, и с экспозицией. Фотки на мою смену получались гораздо лучше снимков друзей на «мыльницы».

Более серьезно я вернулся к пленке, купив себе давнюю мечту — среднеформатный Hasselblad 503cx. Великолепный агрегат с совсем другим подходом к фотографии. А для удобной повседневной камеры для городской съемки я выбрал Olympus OM2. Это очень красивый и в то же время компактный аппарат. Японец. Обожаю его щелчок! Из бонусов встроенный экспонометр, но выставлять все надо вручную. Объектив 50 f1,4 — отличное «стекло», в том числе и для начинающих.

Борис Веденский

У меня Canon AE-1 Program — камера середины 80-х. При выборе было два критерия: во-первых, ретро-стильно — камера должна выглядеть симпатично. Во-вторых, максимум автоматических функций. А в Canon AE-1 Program достаточно умный автоматический экспонометр — меняет настройки даже в зависимости от чувствительности пленки.

И третья причина — 50-мм объектив в комплекте. Лично для меня это чуть ли не повод написать отдельную статью или снять ролик. Потому что фокусное расстояние 50 миллиметров — это круто. При 50 мм наиболее близкий к человеческому зрению угол захвата изображения, именно в этом поле зрения мы замечаем наиболее интересную композицию. Универсальный объектив, который советую всем новичкам.

Как выбрать пленку

Очевидно, что пленку нужно покупать в соответствии с форматом камеры. То есть в большинстве случаев это будет 35 мм. Однако у пленки есть и другие параметры, о которых нужно знать.

Светочувствительность (ISO)

От этого значения зависит качество фотографии — чем оно выше, тем более зернистым выйдет снимок. С другой стороны, высокие значения ISO позволяют фотографировать при меньшем освещении, например, в помещении или на улице в пасмурную погоду. В то же время помните: зарядив одну пленку в фотоаппарат, вы уже не сможете поменять ISO на лету. Поэтому подбирать пленку нужно под конкретные условия съемки:

  • 100 и 200 ISO — при ярком дневном свете (в ясный летний день);
  • 400 ISO — при неярком дневном свете (в тени или в пасмурный день).

Следует учитывать, что если вы поставите пленку с высоким ISO на «мыльницу», то чудес не произойдет. Ограничения фотоаппарата (а именно невозможность контролировать выдержку и диафрагму) не позволят делать качественные кадры ночью. Для красивых ночных кадров нужна соответствующая техника и знания.

Кроме того, в силу возраста купленная пленка может быть просроченной, из-за чего она теряет чувствительность. Хранение при низких температурах продлевает пленке жизнь, поэтому при покупке стоит обращать внимание на то, как именно она хранилась.

Начинающим стоит обратить внимание на пленку Kodak Gold 200, которой навалом на «Авито» по умеренным ценам. Также можно попробовать Kodak Color Plus 200, которая даже лучше передает тот самый пленочный эффект, но стоить она может дороже. Примеры фотографий на Color Plus и Gold.

Иван Остапенко предупреждает: «Сейчас стоимость пленки выросла в 2−4 раза. Например, моя любимая Kodak Ektar 100 обойдется в 2500 рублей вместо 1000 еще пару лет назад. Поэтому часто можно встретить «намотки». Это кинопленка, намотанная на обычную катушку.

Бобина кинопленки в пересчете на метр стоит дешевле. В итоге «намотки» стоят 400−700 рублей за 36 кадров. Для фотографа-любителя качество остается высоким, ломографы оценят необычные эффекты. Для новичка — вообще идеальный выбор: тренироваться на такой пленке не жалко.

Цветность

По цветности пленки делятся на черно-белые и цветные, которые, в свою очередь, могут быть негативными и позитивными. На негативных пленках цвета инвертированы, то есть ее нельзя оценить до печати фотографии. Позитивные или слайдовые (на самом деле это не совсем одно и то же, но для упрощения можно говорить и так) сразу формируют правильное изображение.

Наиболее распространены цветные негативные, для их проявки используется процесс С-41. Это, например, Kodak Color Plus 200, Kodak Portra 400, Fujicolor C200.

Черно-белые пленки проявляются по процессу D-76, который реально осуществить в домашних условиях. Есть также монохромная пленка, которая требует процесса проявки C-41, как у цветной пленки. Черно-белая используется для достижения особого художественного эффекта, также ее стоит использовать на контрастных изображениях, если в кадре находятся плохосочетаемые цвета или слишком много ярких деталей.

Где проявлять пленку

Отбросим вопрос с самостоятельной проявкой — это нишевая история, которой занимаются в основном профессионалы и любители-гики. Сейчас полно фотолабораторий, которые проявляют, сканируют, отправляют на почту и печатают пленку любого процесса и в любом разрешении. Вплоть до печати на постерах.

Иван относит пленку в проявку уже много лет. «Все пленки проявлял в Москве, для себя выбрал три лаборатории, которым доверяю: PrintBy.pro, Lighthouse Film Lab и ЛУЧ. Еще попробовал в «Точку цвета» на Хлебозаводе — понравилось. Но в личном топе ЛУЧ. У них коллаборация с кофейней Surf Coffee, и пленку можно сдать прямо там — не надо ехать в фотолабораторию. Очень удобно».

«Если нужно супербыстро — PrintBy.pro. Крохотная лаба на Китай-городе, но ребята присылают фото на почту уже через 2 часа после сдачи. Два дня — максимум. В большинство фотолабораторий можно отправить пленку из любого региона России. Ценник за полный цикл — от проявки до отправки — около 400 рублей».

Меры предосторожности при работе с пленкой.

Что будет, если открыть пленочный фотоаппарат? Если вы откроете заднюю крышку заряженного фотоаппарата, то пленка засветится. После этого уже ничего нельзя будет сделать, а пленку придется выбросить. Помните, что после того, как вы отсняли всю пленку, нужно смотать ее обратно в катушку. В зависимости от типа камеры сделать это можно в ручном или автоматическом режиме. Нужно либо нажать на рычажок обратной перемотки, либо крутить ее вручную специальной ручкой.

Что будет, если в аэропорту пленка пройдет через рентген? Современные сканеры не должны оказывать влияния на фотопленку. Большинство подобных страшилок тянутся еще с нулевых годов. Однако относительно недавно, в 2020 году, Kodak официально выпустила предостережение (впрочем, оригинальная запись уже недоступна). Если переживаете, просите ручной досмотр в аэропорту.

Тарас Сухов