НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Кошмар клаустрофоба: зачем японцы создали торпеду для камикадзе

31 июля 2023
Идея скрестить человека и торпеду первая пришла в голову итальянцам. Ее подхватили японцы и сделали это со своим непередаваемым колоритом. Если в Италии рассматривали человеко-торпеду как средство скрытной доставки диверсантов и взрывчатки, то японцы воспринимали это буквально — и выживания пилота в их случае не предполагалось.

Навязчивая идея

Еще в декабре 1941 года, когда Япония только начинала свой блицкриг на Тихом океане, сублейтенант Куроки и мичман Нисина выступили с идеей сделать управляемые торпеды. Для этого имелось основание — японцам удалось разработать отличную торпеду. Она двигалась в два раза быстрее аналогов и имела в три раза большую дальность.

Единственное, чего она не делала, так это не самонаводилась на самый ценный корабль противника. И два изобретателя решили это исправить.

В сорок первом году у японцев все было еще хорошо, и идея развития не получила. Но к 1943-му стало ясно, что в войне наметился перелом, и подавляющая индустриальная мощь США, которые могут клепать тяжелые авианосцы десятками штук, скорее всего, раздавит Японию. В этих условиях активизировались усилия по поиску комбинационных решений. И «чудо-оружие» вроде торпед для самоубийц стало актуально.

Идею Куроки и Нисины приняли в работу. В итоге они создали торпеду «Кайтэн» — «Путь в небо». Вначале она называлась «Кюкоку хейки», что означало «Оружие национального спасения», но потом предпочли более романтическое название.

Неуютное место

К торпеде приделали отсек управления, где находился пилот. Он сильно увеличивал габариты. Но зато торпеда могла погружаться на глубину до 80 метров и всплывать обратно. Максимальная дальность хода составляла почти 80 км, а скорость — до 56 км/ч.

Вначале разработчики даже хотели предусмотреть возможность эвакуации через катапультирование, но это утяжеляло торпеду и еще сильнее бы увеличивало ее габариты, что исключало ее пуск с подводных лодок. В результате от этой идеи отказались.

Конструкция торпеды исключала ее покидание после запуска. В случае промаха мимо цели пилоту предстояло дрейфовать, пока у него не кончится воздух. Позже их стали снабжать специальным ядом, чтобы сократить финальные мучения перед попаданием в синтоистский аналог рая. Что-то вроде удара милосердия, отрубания головы самураю, совершившему харакири.

Реальные результаты

Японцы переоборудовали под применение торпед «Кайтэн» 23 подлодки и легкий крейсер. Первое применение состоялось 20 ноября 1944 года. Три подводные лодки смогли подкрасться к большой базе американского флота на атолле Улити.

Первую торпеду вел один из разработчиков «Кайтенов», Нисина. Куроки, второй автор идеи, погиб еще в ходе испытания одного из прототипов, но Нисина взял с собой прах мертвого товарища. Считается, что он поразил крупный танкер «Миссисинева» водоизмещением в 11 тысяч тонн.

Это был пик успеха японских человеко-торпед. Всего японцы успели произвести 88 запусков, из них удалось добиться только восьми попаданий. Не было потоплено ничего крупнее этого самого танкера или эсминца. На оружие, которое изменит ход войны, грозу линкоров и авианосцев, «Кайтены» тоже не тянули.

Оказалось, что при хорошей видимости «Кайтены» легко уничтожаются пулеметно-пушечным огнем. А следом чаще всего уничтожалась и сама лодка — потому что пуск человеко-торпед нельзя было производить на глубине. В плохую же видимость пилотов подводили примитивные перископы, в которых можно было легко перепутать корпус американского корабля с какой-нибудь скалой.

Поэтому «чудо-оружия» из «Кайтенов» так и не вышло.

Тимур Шерзад